“Золотой мальчик”

Он решил стать актёром. Родители не стали препятствовать ему, хотя старший мистер Брана и считал, что большинство актёров становится “безработными гомосексуалистами” и вовсе не желал такой судьбы своему отпрыску. Уж лучше бы тот начал поскорее работать и зарабатывать деньги, которых в семье было не так уж и много. Но Кеннет твёрдо знал, чего он хочет. Он принялся выписывать все возможные театральные журналы и даже совершил паломничество в Стратфорд-на-Эйвоне – центр шекспировского театрального мира, жил там в палатке, ходил смотреть спектакли (в том числе он посетил и спектакль "Мера за меру", в котором в то время играл небезызвестный вам Алан Рикман), посещал местный паб, с жадностью прислушиваясь к разговорам актёров, а также прорвался за кулисы, постоял на сцене и понял, что нет занятия приятней. Оксфорд и Кембридж его не прельщали – поездка в первый, закончившаяся прослушиванием малоизвестной классической музыки при свечах в компании выражающихся высоким слогом интеллектуалов, заставила скромного парня из рабочей семьи почувствовать себя не в своей тарелке. Позже он иногда будет жалеть об отсутствии университетской литературоведческой базы в своём образовании, но в то же время и радоваться, что в своё время не пошёл в Кембридж – “так людям легче поверить мне, когда я говорю: послушайте, думаю, вам должна понравиться эта шекспировская пьеса. Шекспир писал для всех, а не для маленькой элитарной группы интеллектуалов”.

Семья Брана не могла позволить себе платить за обучение сына в драматической школе, поэтому единственным шансом для молодого человека было выиграть бесплатную стипендию, предоставляемую самым талантливым абитуриентам. Ему повезло – преподаватели Королевской Академии Драматических Искусств (RADA), самого престижного в Британии высшего драматического учебного заведения, по достоинству оценили прочитанный им на вступительном экзамене монолог Гамлета, хотя и подивились несколько нескромному выбору молодого человека (начинать с такой сложной роли как Гамлет как-то не принято – обычно абитуриенты выбирают что-нибудь попроще). Но новоиспечённый студент не собирался прекращать удивлять своих преподавателей.

Набравшись храбрости, Кеннет написал письмо своему кумиру – Дереку Якоби. Тот согласился встретиться с ним, и был поражён серьёзностью молодого человека, появившегося у него в гримёрке с блокнотом и ручкой и в течение нескольких часов расспрашивающего его о Гамлете и об актёрской профессии. “Вот увидите, рано или поздно я сам буду играть Гамлета”, - заверил Дерека Якоби студент Королевской Академии. Играть в театре (правда, не Гамлета) Кеннет начал уже со второго курса – такова была политика тогдашнего ректора Академии Хью Краттвелла (который впоследствии станет хорошим другом Кеннета и будет помогать ему в его работе вплоть до самой своей смерти летом 2002 года). Ректор считал, что студенты должны как можно раньше начинать играть на профессиональной сцене. На последнем курсе Кен уже играл в телевизионной постановке на Би-би-си – пьеса называлась “Слишком поздно говорить с Билли”.

В 1981 году Брана закончил Королевскую Академию Драматических Искусств с золотой медалью (его выпускной работой был “Гамлет”), и его тут же взяли в уэст-эндский спектакль “Другая страна” (“Another Country”) играть юного марксиста Джада в компании с Рупертом Эверетом. Эта роль принесла ему звание “самого многообещающего дебютанта 1982 года”, и многие критики отмечали, что Эверет, исполнявший главную роль, был отодвинут на второй план юным коллегой. Дебютант не обманул ожиданий. Его следующим спектаклем стало оригинальное шоу-одного-актёра – в течение полутора часов он в полнейшем одиночестве читал со сцены поэму Теннисона. По мнению Кена, это было чистым безумием, но так или иначе это безумие принесло свои плоды – среди зрителей оказались люди из Королевской Шекспировской Компании, и вскоре последовало предложение подписать контракт.

Кен стал самым молодым актёром, из всех когда-либо исполнявших роль Генриха V в одноимённой хронике Шекспира в Королевской Шекспировской Компании (RSC). Когда он впервые вышел на стратфордскую сцену в этой роли, ему было всего 23 года. В этом же сезоне он играл ещё в двух постановках Королевской Шекспировской Компании (у них принято, чтобы актёр принимал участие в трёх-пяти постановках за сезон) – короля Навары в “Бесплодных усилиях любви” и Лаэрта в “Гамлете”. О чём ещё можно было мечтать? Королевская Шекспировская Компания (которой в то время руководил Великий и Ужасный Тревор Нанн – один из лучших английских театральных режиссёров нашего времени), самая известная и престижная театральная компания в Англии, для многих актёров была пределом всяческих мечтаний. Но Кена постигло жестокое разочарование – реальность оказалась совсем не такой, какой она рисовалась ему в мечтах. Королевская Шекспировская Компания неприятно удивила его своим огромным бюрократическим аппаратом и невниманием к актёрам. Великий Тревор Нанн настолько был занят собственным величием и другими делами (в то время он уже поставил небезызвестных “Кошек” Эндрю Ллойда Уэббера и с головой ушёл в мир мюзиклов), что мог месяцами не заглядывать во вверенную ему компанию. Качество постановок страдало от того, что на подготовку спектаклей отводилось слишком мало времени. Кроме того, Кену не нравилась манера RSC ставить классику в современных костюмах, а также модная в то время тенденция вставлять в шекспировские пьесы фрейдистские мотивы или современную политику.

Компания актёров-хулиганов из RSC, недовольная своим руководством, собственными силами провела мероприятие, которое они окрестили “Фестиваль-Не-Королевской-Шекспировской-Компании”. На фестивале демонстрировался сатирический мюзикл новоиспечённого сценариста-режиссёра-композитора Кеннета Брана. Творение называлось “Скажи мне откровенно” (“Tell Me Honestly”) и повествовало о сложных взаимоотношениях актёров и режиссёров. Критикам и зрителям понравилось. Кен понял, что не хочет ограничивать себя только актёрской карьерой – ему хотелось режиссировать и писать, ему хотелось большей свободы и самостоятельности. Доиграв сезон в 1985-ом году, актёр расстался с Королевской Шекспировской Компанией.

 

Мечта актёров - Королевская Шекспировская Компания.

 

Юный марксист Джад из "Другой страны"

 

"Что за подарок, дядя?"

-"Теннисные мячи".

В роли Генриха Пятого

 

Босс и кумир: руководитель RSC Тревор Нанн и Вильям Шекспир.

 

Юный король Навары из "Бесплодных усилий любви". Лишь через много лет Кену понравится эта пьеса

Продолжение

 

 

Hosted by uCoz