Человек эпохи Возрождения
В 1986 году Кеннет Брана поставил "Ромео и Джульетту" в театре "Лирик Хаммерсмит" с собой в роли Ромео. Уставший от трактовок этого произведения в свете современной политики и перенесения классического сюжета в обстановку арабо-израильского конфликта молодой режиссёр вернулся к устоям и сделал спектакль, ориентированный прежде всего на текст пьесы. Денег на постановку было мало, поэтому каждому члену очень малочисленной труппы приходилось играть сразу по несколько ролей, и зрители недоумевали, почему это убитый Тибальд вдруг воскрес и венчает Ромео и Джульетту. Тем не менее, критикам и публике спектакль понравился. Ежедневно Ромео рисковал опоздать к своей Джульетте - бывало, что Кеннет приносился в театр за пять минут до начала своей сцены. Днём он снимался в фильме "Месяц в деревне" ("A Month In A Country") - в роли археолога-ветерана Первой мировой войны (действие фильма разворачивается в 1919 году). Партнёром Кена был талантливый молодой актёр Колин Фёрт. Играть днём в фильме, а вечером в театре было очень неудобно, но гонорар шёл на "Ромео и Джульетту", так что Кеннет был готов терпеть любые трудности ради этого. "Скажите им, что я готов каждое утро в шесть часов добираться до съёмочной площадки на велосипеде, только вышлите мне чек". В 1987 году неугомонный Брана вместе со своим коллегой Дэвидом Парфиттом основал свою собственную компанию и скромно назвал её "Театральная Компания Ренессанс" (RTC). Чуть позже к двум отцам-основателям присоединился третий - Стивен Эванс, изначально принятый Кеном за гангстера, потому как предложил "помочь материально". К счастью, он оказался не гангстером, а просто ещё одним энтузиастом. Офис "Ренессанса" располагался в скромной лондонской квартире Кеннета и являл собой одну печатную машинку и календарь на стене. Но помимо этого у основателей компании были энергия, вера в себя и огромное желание работать. Первым спектаклем "Ренессанса" стала пьеса "Враг народа" ("Public Enemy"), написанная самим Кеном. Он же в главной роли и Мальком МакКей, друг и коллега со студенческих лет, в качестве режиссёра. Далее последовал спектакль-одного-актёра "Жизнь Наполеона" - актёром (а также автором сценария) был Джон Сешенс, на протяжении двух часов вещавший со сцены в гордом одиночестве. Следующий спектакль, "Двенадцатую ночь" (свою любимую шекспировскую комедию, к слову), вновь режиссировал Кеннет. Сам не играл, зато пригласил на роль Мальволио известного комического актёра Ричарда Брайерса. "Ренессанс" задумывался как театральная компания для актёров. Кен был глубоко убеждён в том, что актёрам следует предоставлять больше свободы, также он был уверен и в том, что актёры могут и должны сами принимать участие в режиссуре. В связи с чем он и предложил трём действительно заслуженным актёрам, которых он очень уважал, присоединиться к "Ренессансу" и выступить в качестве режиссёров спектаклей этой компании. Дерек Якоби, Джуди Денч и Джеральдина МакЭван (супруга учителя Кена, Хью Краттвелла), все трое блестящие актёры и настоящие профессионалы, никогда до этого не ставили спектаклей. Но энтузиазм молодого человека заразил их - и они согласились. Джуди Денч поставила "Много шума из ничего" с Кеном в главной роли, Джеральдина МакЭван выбрала "Как вам это понравится", а Дерек Якоби, к огромному удивлению Кеннета, предложил ему сыграть под своим чутким руководством Гамлета - это по версии Кена, а по версии Дерека Якоби Кеннет сам предложил ему режиссировать Гамлета с собой в главной роли. Никто из них двоих до сих пор не желает сознаваться в том, чья же это всё-таки была идея. Тем не менее второй с радостью согласился, и они не только поставили "Гамлета", но и сняли часовой телефильм "Открывая Гамлета" ("Discovering Hamlet") для Би-би-си - о том, как проходили репетиции этого спектакля. Зиму 1988 года Брана провёл за печатной машинкой, строча сценарий для своего первого фильма. Собственно, сценарий уже был написан Вильямом Шекспиром, потому как свой первый фильм Кеннет Брана решил снимать по "Генриху V", так что дело было за тем, чтобы адаптировать пьесу к большому экрану, выкинуть лишнее и решить, как конкретно будет выглядеть каждая сцена. Делая это, Кеннет бросал очень серьёзный вызов - ведь до этого "Генриха V" уже экранизировали, причём не кто-нибудь там, а сам великий Лоуренс Оливье. "Что он о себе возомнил?" - возмущалась общественность. Юный выскочка замахивается на славу Оливье? Сам Оливье снимал "Генриха V", когда ему было 36 лет, и вдруг появляется кто-то столь молодой и считает, что способен поспорить с великим? Но "старая гвардия" поддержала режиссёра-дебютанта - в фильме согласились участвовать Дерек Якоби (в роли Хора), Джуди Денч (в роли миссис Куикли), Ричард Брайерс (в роли Бардольфа), Брайан Блест (в роли дяди короля, Эксетера), Ян Холм (в роли уэльского капитана Флюэлена), Пол Скофилд (в роли французского короля). Эмма Томпсон (принцесса Екатерина), Робби Колтрэйн (Фальстаф), Джеральдина МакЭван (Алиса), Джимми Юил, Джон Сешенс, Ричард Клиффорд, Майкл Малуни и Ричард Истон также в команде. Генриха Пятого играет, разумеется, сам Кеннет Брана. Для того, чтобы лучше понимать своего персонажа, Брана проштудировал все имеющиеся в наличии биографии английского короля, а также добился аудиенции ни много ни мало у самого принца Чарльза (а кто ещё сможет лучше рассказать об одиночестве и чувстве ответственности молодого монарха?), долго говорил с ним и пришёл к выводу, что он очень интересный, умный и несчастный человек. В свою очередь, актёр также произвёл очень положительное впечатление на принца, и он не только честно ответил на все вопросы, но и стал патроном "Ренессанса". Серьёзные финансовые проблемы наконец-то решены, и 31-ого октября 1988 года начинаются съёмки. В силу малобюджетности фильма, дворцы английского и французского королей отображались несколькими комнатами на студии, а великая битва при Азинкуре разворачивалась на соседнем поле. На поле всё время приходилось напускать дыму, чтобы в кадр не попадали взлетающие из аэропорта Хитроу самолёты. Тем не менее, получилось всё очень по-настоящему - с помощью одного поля и небольшой массовки Кеннету отлично удалось воплотить в жизнь свой замысел - показать все ужасы войны. В своём "Генрихе V" он сделал акцент на противоречивости образа юного монарха, показал и его достоинства, и его недостатки (в этом одно из главных отличий фильма от версии Лоуренса Оливье - та была чересчур ура-патриотической и деликатно замалчивала все не очень лестные для короля эпизоды). Для того, чтобы показать процесс взросления короля Гарри, становления его характера, Кен добавил в фильм несколько сцен из "Генриха IV", дав зрителю возможность увидеть, каким был Генрих в юности, как нелегко ему было фактически предавать своих прежних друзей, как власть и ответственность изменили его, превратив из легкомысленного юнца в решительного и умного правителя. Фильм был снят всего за семь недель, на один день раньше графика. Группе удалось не только уложиться в бюджет, но и потратить гораздо меньше денег, чем планировалось. Музыку к фильму написал композитор Патрик Дойл - с тех пор он стал близким другом Кеннета и его постоянным коллегой. "Генрих V" был встречен публикой и критиками с восторгом. Ко всеобщему огромному удивлению выяснилось, что фильм по малоизвестной шекспировской пьесе способен иметь кассовый успех. Неожиданными стали и номинации на премию Оскар - в категориях Лучший режиссёр и Лучший актёр. Правда, в итоге "Оскара" дали только за костюмы, но для дебюта и номинаций было вполне достаточно. К тому же, другими наградами Кеннета определённо не обделили. Он получил награду Британской Киноакадемии (BAFTA) за режиссуру, награду в категории "Лучший европейский дебют года" и стал Лучшим европейским актёром года. Лучшим режиссёром года его сочла и Нью-йоркская Ассоциация Критиков. Молодого актёра-режиссёра тут же стали сравнивать с Лоуренсом Оливье, но Кеннет заявил, что он ещё слишком молод и слишком мало сделал для того, чтобы его имя упоминали рядом с таким громким именем, и что он "предпочёл бы, чтобы его лучше сравнивали с Утёнком Даффи". В 1990-ом году преданная любовь Кеннета к Вильяму Шекспиру была вознаграждена титулом почётного доктора литературы Белфастского университета. |
Кен в роли Ромео С Колином Фёртом в фильме "Месяц в деревне" "Враг народа" "Много шума из ничего" - страдания влюблённого Бенедикта "Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио..." Сходство профилей не наблюдается? Кен "открывает" Гамлета вместе с Дереком Якоби Лоуренс Оливье "стал" Генрихом V в возрасте 36 лет ...а Кеннет Брана - в 27 Дерек Якоби в роли Хора проливает свет на события пьесы Французы не уйдут! Десятый дубль. Сколько ещё придётся таскать Кристиана Бэйла по этому полю? - Кембридж я не кончал, поэтому по-французски объясняться в любви не умею... |