|
Большие ожидания маленькой принцессы
Решив, что с мексиканскими властями каши не сваришь, Куарон поселился в Нью-Йорке. «Америка не моя страна, - сказал он, - но мне нужно было уехать ради творческого выживания». Иначе, по его мнению, ему бы пришлось всю оставшуюся жизнь снимать телевизионные шоу, рекламные ролики и правительственную политинформацию. Его американским дебютом стал фильм «Маленькая принцесса» («Little Princess»), снятый в 1995 году, который режиссёр считает своей самой лучшей и самой личной картиной. Это, по его определению, «хороший фильм», в то время как «Большие ожидания» (о нём речь пойдёт чуть дальше) – «плохой». «Маленькая принцесса» не в последнюю очередь повлияла на выбор продюсеров «Гарри Поттера» – ведь этот фильм наглядно демонстрирует способность Куарона: а) работать с детьми и б) снимать «чисто английские» фильмы.
«Маленькая принцесса» это фильм-сказка, основанный на романе Фрэнсис Ходжсон Барнетт, фильм о том, как ребёнку необходима семья, и о том, как хорошо развитые фантазия и воображение в сочетании с силой духа способны помочь преодолеть любые трудности. Интересно, что до куароновского фильма уже существовали две другие экранизации этого произведения – немая версия 1917-го года и версия 1939-го. Фильм повествует о приключениях маленькой девочки Сары, дочери британского офицера. Её раннее детство прошло в Индии, где служил её отец, в мире полном волшебных сказок индийской няни Майи, экзотики и роскоши, и главное – любви отца. Но затем отец отправляется на войну, а Сару посылают учиться в нью-йоркскую школу для девочек, где когда-то училась её покойная мать. Там она сразу же вызывает раздражение строгой директрисы мисс Минчин тем, что рассказывает фантастические истории о своей жизни в Индии, а также завоёвывает любовь одноклассниц. Мисс Минчин относится к детям, как к маленьким взрослым и считает, что её миссия – подготовить их к трудностям реальной жизни, поэтому она искренне полагает, что помогает девочкам. А затем вдруг приходит известие о том, что отец Сары пропал без вести после очередного сражения…
Сара остаётся совсем одна в этом мире – и что самое главное для злобной директрисы, абсолютно без денег. Её отправляют жить на чердак, заставляют мыть полы, всячески издеваются над бедным ребёнком и т.д., а она всё продолжает и продолжает мечтать о том, что папа вернётся и заберёт её из этого ужаса.
Куарон говорит, что согласился снимать этот фильм, только начав читать сценарий, потому что был тронут отношениями между Сарой и её отцом, найдя в них много общего со своими отношениями с собственным на тот момент десятилетним сыном. «Это фильм о силе волшебства, - отметил он, - а для меня это очень важно, потому как я обнаруживаю, что между волшебством и реальностью не такая уж и большая разница» (теперь понятно, почему этого человека взяли снимать «Гарри Поттера»?). Для Сары волшебство – это жизнь, считает Куарон, и именно поэтому ей удаётся убедить всех своих подружек-одноклассниц в том, что каждая из них – маленькая принцесса. Очень важна и дружба между Сарой и служанкой Бэкки. Сара, по мнению режиссёра, это зажжённая спичка, а Бэкки – нет, и когда их дружба крепнет, спичка Бэкки зажигается тоже, и именно она потом будет поддерживать огонь в Саре, когда та, узнав о гибели отца, потеряет свою веру.
В фильме очень интересно поработали с цветом – мир Нью-Йорка, мир школы выполнен в тёмно-зелёных тонах (интерьеры школы все практически без исключения сделаны в зелёном), а мир Индии, мир мечтаний и фантазий Сары – в белых, жёлтых и оранжевых. Зелёный – любимый цвет Куарона, единственный, который, как он говорит, он понимает и потому часто использует в своих фильмах.
Фильм, снятый очень светло и волшебно, как и надлежит сказке с подобным сюжетом, получил награду кинокритиков Лос-Анджелеса (L.A. Film Critics New Generation Award).
В 1998 году Куарон продолжил своё сотрудничество с Голливудом, сделав там свою на тот момент самую крупнобюджетную картину (до «Гарри Поттера», разумеется) «Большие ожидания» («Great Expectations»).
Поначалу идея поместить классический сюжет англичанина Чарльза Диккенса в современную Америку показалась сценаристу Митчу Глейзеру безумной. Но, покопавшись в собственных детских воспоминаниях о жизни на Палм Бич, он неожиданно понял, что бывшие звёзды шоу-бизнеса, забытые и одинокие в своих огромных роскошных особняках и до самой своей смерти делающие вид, будто бы им всё ещё восемнадцать лет, мало чем отличаются от безумной мисс Хэвишэм, героини повести Диккенса. Дальше уже было проще. Главный герой стал талантливым художником, добившимся любви прекрасной Эстеллы после долгого пути к славе и известности, изменившим его до неузнаваемости. Славы он добивается, разумеется, в Нью-Йорке, где организует собственное художественное шоу.
Дабы не вызывать нареканий со стороны поклонников Диккенса, авторы фильма изменили имена всех главных героев, кроме Эстелы (главный герой стал Финном Беллом, а мисс Хэвишэм превратилась в мисс Нору Динсмур), постоянно акцентируя внимание на том, что их целью была не дословная экранизация работы классика (тем более, что англичане уже сняли такую «классическую», практически дословную четырёхчасовую версию повести), а её современная интерпретация.
«Большие ожидания» – это прежде всего история о взрослении человека. Восьмилетний Финн Белл живёт в небольшом бедном рыбацком посёлке со своей старшей сестрой. С детства он увлечён рисованием – и это занятие удаётся ему действительно очень хорошо. Затем в его жизни появляются три человека, которые окажут огромное влияние на его дальнейшую судьбу: беглый каторжник, требующий, чтобы мальчик помог ему спастись от полиции, сумасшедшая богатая мисс Динсмур и её маленькая племянница Эстела – безумно красивая девочка, в которую главный герой влюбляется с первого же взгляда. Эстела, надменная и самолюбивая богатая наследница, презирает мальчика из низшего класса, и тогда он решает рисовать для богатых, добиться славы и через славу – любви Эстелы, хотя её тётя и предупреждает его, что та разобьёт ему сердце и не принесёт ничего, кроме страданий. Когда Эстела внезапно уезжает, Финн теряет вкус к жизни и перестаёт рисовать, но затем у него вдруг появляется таинственный покровитель, посылающий его в Нью-Йорк. В Нью-Йорке молодой человек добьётся всего, чего желал, включая любимую Эстелу, но жизнь заготовила для него ещё много сюрпризов, которые спутают все карты и превратят большие ожидания в нечто совершенно неожиданное…
Куарон так объясняет главную идею «Больших ожиданий»: «Это история о судьбе. Мы думаем, что контролируем свои жизни. Но всё, что мы делаем для того, чтобы сбылись наши большие ожидания, лишь уводит нас от нашей истинной сущности».
Снимать фильм начали в июле 1996 года, во Флориде. До этого Альфонсо Куарон обскакал всё побережье в поисках подходящей рыбацкой деревушки и подходящего особняка. Поиски увенчались успехом – он нашёл очень впечатляющий особняк, когда-то принадлежавший цирковому магнату Джону Ринглингу (когда видишь его в фильме, просто не верится, что это не декорация, а реальный дом, в котором кто-то мог жить). Этот кошмарный сон архитектора, полученный путём скрещения венецианского Дворца Дожей с нью-йоркской башней на Мэдисон Сквер, как нельзя более соответствовал духу безумия, царившему в «Потерянном Рае» – доме старой покровительницы главного героя фильма – где время остановилось с тех пор, как много лет назад жених хозяйки не явился на собственную свадьбу. Оформители так расстарались в рамках создания атмосферы заброшенности, что шатавшиеся около особняка туристы, неподозревавшие о том, что там снимают фильм, постоянно делали замечания членам съёмочной группы на тему: «Ну и запустили же вы свою домину!».
Отсняв материал во Флориде, съёмочная группа переместилась в Нью-Йорк – «город дегуманизирующегося капиталистического общества», преображающий Финна, вовлекающий его в мир артистической богемы, соблазняющий и развращающий славой и успехом.
Этот фильм, как и «Маленькая принцесса», весь снят в зелёных тонах, что придаёт ему какую-то особенную цельность и художественность В зелёной гамме выполнены все платья Эстелы, всю массовку также попросили одеваться именно в этот цвет.
Другой значимый момент в режиссуре фильма заключается в том, что все события фильма мы видим только с точки зрения главного героя и, соответственно, в фильме нет ни одной сцены, в которой он бы не присутствовал. Также Куарон использовал приём чередования различных стилей съёмки, снимая то ручной камерой, то статично закреплённой, то так называемыми «длинными кадрами».
Специально для фильма известный итальянский художник Франческо Клементе написал серию работ, включающих в себя портреты главных действующих лиц и картины главного героя (причём ему удалось нарисовать по-разному за десятилетнего, семнадцатилетнего и двадцатипятилетнего героя). Так что кроме того, что в «Больших ожиданиях» каждый кадр смотрится как отдельная картина (черта, характерная для всех фильмов Куарона), фильм насыщен и настоящими произведениями искусства.
Главные роли в «Больших ожиданиях» исполнили Гвинет Пэлтроу (Эстела), Итан Хоук (Финн) и Роберт де Ниро (беглый каторжник). Музыку к фильму написал Патрик Дойл (как, кстати, и к «Маленькой принцессе»), а среди певцов, принимавших участие в записи саундтрэка, была даже Кири Те Канава, знаменитое на весь мир сопрано.
«Я устал от больших фильмов», - совершенно неожиданно для всех заявил Куарон после окончания съёмок «Больших ожиданий» и вместо того, чтобы продолжать снимать фильмы в Голливуде, вернулся в родную Мексику.
Режиссёру, любимыми коллегами которого являются братья Коэны, Скорсезе и Вуди Ален – режиссёры авторского кино, надоело работать «на корпорацию». Его потянуло на родину – к испанскому языку, маленькому бюджету и ручной камере.
Часть III: Назад в Мексику
|
Кадр из старого фильма "Маленькая принцесса
"Маленькая принцесса" Куарона
Счастливое детство в Индии
В школе для девочек
Принцесса-Золушка
С отцом
Режиссёр за работой
Потерянный рай
Детская влюблённость...
...переросшая во взрослое чувство
Одна из картин Финна
Роберт де Ниро в роли каторжника
Он же в роли бывшего каторжника
Гвинет Пэлтроу в фильме...
...и на портрете
Продолжение
|