|
Назад в Мексику
На создание «И твоей мамы тоже» («Y Tu Mama Tambien») Куарона сподвигло безобразное поведение собственного сына-тинейджера. Ребёнок, находившийся в самом трудном для воспитания возрасте (на тот момент ему было шестнадцать), постоянно тащил домой модные молодёжные комедии. Когда чадо поставило в видеомагнитофон «Американский пирог» - фильм, повествующий о злоключениях подростка, решившего во что бы то ни стало лишиться невинности до окончания школы, папа-режиссёр пришёл в ужас и окончательно убедился в том, что нужно что-то срочно делать не только с моральным обликом своего сына, но и с жанром молодёжного кино как с таковым.
«Американский пирог» и аналогичные ему шедевры, с точки зрения Куарона, чересчур легкомысленно подходили к вопросам любви, дружбы, секса и жизни в целом. Режиссёру захотелось доказать подросткам, что «всё совсем не так просто и легко», а то, к чему стремятся детишки, воспитанные на «американских пирогах», на самом деле «быстро, неуклюже и совсем не замечательно». Так что те многие, кто полагает, что фильм «И твою маму тоже» - это «молодёжная эротическая комедия», решительно не правы. Комедийного там мало (что, впрочем, совсем не означает, что фильм снят без юмора, хотя юмор Куарона – это, скорее, немного горькая и подчас абсурдистская ирония). Конец фильма и вовсе не назовёшь смешным – он неожиданно (причём ошеломляюще неожиданно) трагичен, хотя спустя некоторое время после просмотра и начинаешь понимать, что намёки на такой исход давались зрителю практически с самого начала фильма, но благодаря оригинальной манере повествования, избранной режиссёром, ты просто не придаёшь им особого значения.
Сценарий режиссёр писал в соавторстве со своим братом Карлосом Куароном. Куарон говорит, что «И твою маму тоже» – это такой фильм, который он снял бы до получения кинематографического образования – «до того, как я узнал, что есть правила». Сына-балбеса и компанию его друзей также привлекли к процессу – сын читал сценарий и инструктировал папу и дядю в области молодёжного сленга, вычёркивал диалоги, которыми взрослые крайне гордились, мотивируя это тем, что его поколение так не говорит, а друзья слушали музыку к фильму и выказывали своё одобрение или неодобрение тому, как она подобрана.
Два семнадцатилетних друга, Теноч (в исполнении Диего Луны) и Хулио (в исполнении Габриэля Гарсиа Берналя) отправляются вместе с красивой замужней испанкой по имени Луиза, которая несколько старше, чем они, на поиски некого райского пляжа на побережье. Вот, собственно, и всё, что можно сказать по поводу сюжета фильма, чтобы не испортить впечатление от просмотра и заранее не выдать все тайны и загадки. Могу лишь сказать – несуществующий пляж герои, как ни странно, найдут, но долгая дорога до него сильно изменит и их самих, и их отношения, и их жизни. Когда находишься в поиске своей идентичности, считают оба брата Куарона, то находишь вещи, которые тебе не нравятся: ты можешь принять их, осмыслить, преодолеть и повзрослеть, а можешь (авторы фильма убеждены, что так случается в большинстве случаев) – надеть маску, а на неё ещё и ещё другие маски, чтобы скрыть это, и тогда ты теряешь свою изначальную чистоту. Так и случается, по мнению авторов, с обоими главными героями, теряющими под конец фильма себя.
Действие фильма происходит в Мексике – сначала в благополучном и сытом Мехико-сити, затем в бедных районах периферии, демонстрируя огромную пропасть, существующую между богатыми и бедными слоями общества в этой стране. Кстати, богатая свадьба, на которой среди прочих гостей присутствует и президент Мексики – эпизод из биографии самого режиссёра. Он тоже присутствовал на такой свадьбе и, по его словам, напился и пошёл плясать со своей подругой прямо вслед за женихом и невестой и президентом с первой леди (а няня одного из главных героев, появляющаяся в фильме, это няня Альфонсо и Карлоса). Острый акцент на классовой проблеме очень не понравился многим представителям высшего класса Мексики, упорно делающим вид, что такой проблемы в их стране не существует.
Главная режиссёрская находка – голос комментатора за кадром. Хотя, строго говоря, комментатором его назвать сложно. Голос не комментирует события, происходящие с героями, а рассказывает о событиях, например, произошедших на том месте, мимо которого герои только что проехали, о распорядке дня мексиканского президента, об истории страны, о людях, мелькнувших на дороге и так далее. Кто-то умер, у кого-то в семье произошла трагедия, здесь – демонстрация протеста, а вот в тысяча девятьсот каком-то году на этом месте… А вот этот мужчина… А вот у этой старухи… Приём, производящий очень сильное впечатление. Поначалу ты недоумеваешь – кажется, что тебя просто отвлекают от главного действия, но потом понимаешь, что главное-то как раз и заключается именно в этих рефлективных, задумчивых комментариях.
Оператор Эммануэль Любецки, с которым Куарон постоянно сотрудничает, пользовался в основном ручными камерами, что также делает фильм очень нестандартным. Он использует очень интересные углы съёмки, захватывающие повороты камеры. В фильме есть один очень интересный эпизод, в котором камера следит за разговором главных героев, а потом вдруг совершенно неожиданно бросает их и начинает «гулять» по соседним комнатам, показывая нам то, что происходит там. Каждый кадр в фильме красив сам по себе – как отдельная картина.
Несмотря на наличие в фильме «И твою маму тоже» очень откровенных эротических сцен, это, по мнению режиссёра, фильм «не о сексе, а о жизни, любви и детской дружбе».
«Мы хотели сделать фильм об идентичности», - объясняет Куарон. Свою идентичность в качестве взрослых людей пытаются обрести два главных героя-подростка, идентичность свободной женщины, свою подлинную сущность пытается обрести Луиза. Всё это, по мнению режиссёра, должно также вызывать ассоциации и с поиском своей идентичности самой страной, самой Мексикой, которую Куарон считает страной-тинэйджером, пытающейся стать взрослой.
Это фильм-наблюдение, не фильм-восхваление или фильм-осуждение. Куарон наблюдает за персонажами, как наблюдает и за своей родной страной, хотя и нельзя сказать, что фильм «И твою маму тоже» начисто лишён какой-либо морально-нравственной оценки происходящих в нём событий. Тем не менее авторы не хотели, чтобы зрители слишком сильно погружались в историю трёх главных героев фильма, они призывали к «рефлективному наблюдению со стороны». Оттого и возникла интонация иронии, идущая через весь фильм.
Некоторые критики усмотрели в фильме «И твою маму тоже» антиглобалистские мотивы, однако Куарон отмёл их сомнения: «Вопрос не стоит так, что, дескать, давайте глобализации не будет. Мы должны думать о том, как сделать её более демократичной – без уничтожения культур и образов жизни».
Из-за обилия эротических сцен в фильме, у Куарона возникли серьёзные проблемы. Магазины, торгующие видеофильмами, отказывались брать «И твою маму тоже». Пришлось сделать урезанную версию. «Меня заставили кастрировать мой фильм, - возмущался режиссёр, - просто смешно, что тинэйджерам можно смотреть полные насилия фильмы, вроде «Ганнибала» (продолжение фильма «Молчание ягнят» с Энтони Хопкинсом), и нельзя смотреть мой». Куарон считает, что пуритане-американцы боятся секса и потому кидаются в другую крайность – перебарщивают в своих фильмах со сценами насилия (фильм «И твою маму тоже», к слову, в наличии сцен насилия обвинить трудно). «Я бы мог смонтажировать такую версию фильма, которая удовлетворила бы американскую цензуру, но тогда фильм длился бы всего пять минут».
Ещё хуже дела обстояли с цензурой мексиканской. Во второй раз попытавшись полностью запретить фильм Куарона, власти в итоге запретили смотреть его детям до восемнадцати, что также возмутило режиссёра, снимавшего фильм о семнадцатилетних подростках и не получившего возможности показывать его семнадцатилетним подросткам. Комиссия по цензуре потребовала, чтобы из фильма были вырезаны некоторые сцены. Но Куарон был готов к бою. Вместо того, чтобы взяться за ножницы и порезать своё детище, он подал в суд и, что самое удивительное, выиграл дело.
К неудовольствию блюдущих нравственность властей, сборы в Мексике были огромными. Но государственная месть всё же настигла непослушного Куарона – несмотря на успех фильма на Золотом Глобусе в номинации «Лучший зарубежный фильм», власти отказались выставлять его на Оскара. Тем не менее фильм всё равно получил номинацию в категории «Лучший сценарий», венецианского льва и кучу других наград.
"И твоего крёстного отца тоже" - Альфонсо Куарон и Узник Азкабана
|
Главные герои фильма "И твою маму тоже"
По дороге к заветному пляжу
Заветный пляж
Теноч и Хулио
Режиссёр со своими подопечными
Обсуждение самой серьёзной сцены - финальной
Подготовка к съёмкам
За просмотром отснятого материала
На фоне рекламного плаката
На пресс-конференции
Вполне довольный собственной персоной режиссёр
С братом Карлосом и заслуженным венецианским львом
Отличная работа
|