Бегом от Шекспира
Свою
театральную карьеру Зои Уанамейкер, как и многие другие британские звезды, начала с
репертуарного театра, где проработала с 1970 по 1976 год. Она играла и в
мюзиклах – таких как "Guys and Dolls",
"Cabaret", "Кiss Me, Kate"
(1974 г.), последний, кстати, вольный пересказ знаменитой шекспировской комедии
"Укрощения строптивой", в нем она исполнила Бьянку, вторую по
значимости женскую роль.
Конечно
же, избежать Шекспира Зои никак не удалось. В 1971 г. в Манчестере она сыграла
Гермию в "Сне в летнюю ночь", затем - в 1973-1974 гг. Виолу в кембриджской постановке
"Двенадцатой ночи" (эту ее актерскую работу высоко оценили критики, и
спустя десять лет – в 1983-1984 гг. она вновь сыграла в этой комедии – на этот
раз в постановке RSC в Лондоне, где вместе с ней играла Джемма Джонс
(мадам Помфри)). Там же, в Кембридже, она сыграла в еще одной известной
английской комедии - "Ошибки одной ночи, или она унижается, чтобы
победить" Оливера Голдсмита (1974 г.), а в 1975 и в 1978 годах она снова
исполнила роль Бьянки – теперь уже собственно в "Укрощении строптивой",
причем в 1978 году с ней играли такие известные актеры Джонатан Прайс
(Петруччо) и Дэвид Суше (Грумио). Первый знаком российским зрителям по таким
фильмам как "Бразилия", "Эвита", "Ронин",
"Завтра не умрет никогда", а второй – как исполнитель роли Эркюля
Пуаро в одной из самых известных телеэкранизаций. Играла Уанамейкер и в
шекспировской "Комедии
ошибок" (1983-1984 гг.), и в "Ученике дьявола" Бернарда Шоу
(1976 г.).
В 1975
году Зои также принимает участие в постановке комедии Карло Гольдони -"Слуга двух господ", а в 1976 г.
– в постановке чеховской пьесы "Иванов", поставленной RSC, где
играет Бабакину – первая роль, сыгранная ей для Королевской Шекспировской
Компании. 1978 год также отмечен постановкой спектакля "Капитан
Свинг" ("Captain Swing"), где Зои играла
сразу с двумя своими коллегами по
"Гарри Поттеру" – Дэвидом Брэдли (Филч) и Аланом Рикманом
(Снэйп).
Затем
в 1978-1980 гг. – постановка "Пиаф" ("Piaf"). Зои утверждает, что
впервые почувствовала, что чему-то научилась, лишь восемь лет спустя после
окончания актерской школы, когда играла в спектакле "Пиаф". "Я
играла в "Пиаф" в паре с Джейн Лапотэйр, и я не знала, куда девать
свои руки. Вдруг я осознала, что не думаю о руках. Я думаю о том, какова эта
личность, которую я играю, и для меня это было важным осознанием того, что я
чего-то достигла…"
1979
г. – "Раз в жизни" ("Once in a Lifetime") – постановка
режиссера Тревора Нанна из RSC, в которой Зои Уанамейкер
познакомилась еще с одним своим коллегой по "Гарри Поттеру" –
Ричардом Гриффитсом (дядя Вернон), с кем они стали хорошими друзьями. За роль
Мэй Дэниэлс Зои получила награду SWET.
В 1982 году Зои сыграла
Гвендолен в знаменитой комедии Оскара Уайльда "Как важно быть
серьезным", поставленной Национальным Театром. Надо отметить, что роль
леди Брэкнелл сыграла Дама Джуди Денч (она же сыграла эту роль в недавней
экранизации этой пьесы).
1984
год – "Время твоей жизни" ("The Time of Your Life")
Уильяма Сарояна - снова постановка RSC, за
роль Китти Дюваль в которой Зои получает номинацию на награду Лоренса
Оливье. В том же году – еще одна
постановка RSC – "Мамаша кураж и ее дети" Бертольда
Брехта, где главную роль играла Дама Джуди Денч, а Зои играла роль Катрин –
большая роль, но без слов (Катрин – немая), что более, чем устраивало актрису!
В 1986
году Зои дебютировала на Бродвее в спектакле "Грабеж" ("Loot"),
одну из главных ролей в котором играл Алек Болдуин. За роль убийцы Фэй Зои
получает номинацию на премию Тони.
В
постановке "Отелло" Тревора Нанна из RSC в 1989 году Зои играет
Эмилию, жену злодея Яго, которого сыграл Йэн Макеллен, известный современному
зрителю прежде всего как Гэндальф из "Властелина Колец".
С 1990
по 1993 год Зои играет подряд в двух пьесах знаменитого американского
драматурга Артура Миллера – в "Суровом испытании" ("The Crucible") постановки Национального Театра (за роль
Элизабет Проктор актриса еще раз номинирована на премию Лоренса Оливье), а
затем в "Последнем янки" ("The Last Yankee").
В 1995
году Зои играет Аманду Вингфилд в знаменитом "Стеклянном зверинце"
Теннеси Уильямса, за что была провозглашена "одной из величайших Аманд
Вингфилд" и номинирована на премию Лоренса Оливье. Однако премию получил лишь режиссер
спектакля – Сэм Мендес, известный по своему оскараносному фильму "Красота
по-американски".
В 1996
году Зои решилась на эксперимент и сыграла собаку (!) Сильвию – главную роль в
спектакле "Сильвия" ("Sylvia"), рассказывающем о
взаимоотношениях собаки и ее хозяина. К сожалению, эксперимент не удался, и
спектакль закрылся спустя две недели. Зато портрет Зои был помещен на обложке
популярного британского "собачьего" журнала.
Одной
из главных ролей ее жизни стала Электра из одноименной трагедии Софокла. В
1997-1999 гг. она играла трагическую героиню сначала в Англии (в том числе в
Донмаре и в Лондоне), а затем на Бродвее. Роль была очень важна и актуальна для
Зои, и при работе над ней она много читала о комплексе Электры, частично
пытаясь с помощью этого материала осмыслить свои отношения с отцом, который,
несомненно, оказал огромное влияние на всю ее жизнь. В 1999 году она была номинирована
на Тони за свою игру в бродвейской постановке "Электры", однако Тони
в том году получила Дама Джуди Денч.
Съемки
"Гарри Поттера" отняли у Зои немного времени, поэтому и в 2000 году
она появилась в пьесе "Королевская битва"("The Royal Battle"), поставленной
Национальным театром, в роли принцессы Каролины Брунсвикской. В 2001 году она
сыграла в компании с такими знаменитыми актрисами как Джоан Коллинз, Диана Ригг
и Хелена Бонэм-Картер в спектакле "Женщины" ("The Women"), а затем – в несколько необычной пьесе
Дэвида Мамета – "Брак
по-бостонски"("Boston Marriage").
Дело в том, что Дэвид Мамет, известный своими неоднозначными драмами (в 1997
году Зои уже играла в пьесе Мамета "Старый квартал" ("The Old Neighborhood"), как правило, не
писал интересных женских ролей, все внимание уделяя мужчинам. Но эта пьеса была
написана для трех женщин. Но и тут не все просто – так как словосочетание
"Boston Marriage" является эвфемизмом
для обозначения лесбийских отношений. Так что Зои и Анна Ченселор (известная по
таким фильмам как "Четыре свадьбы и одни похороны" и "Гордость и
предубеждение") сыграли двух лесбиянок, а дебютантка Линдси Маршалл –
предмет их соперничества. Зои и Линдси были номинированы на премию Лоренса
Оливье, как и, собственно, сама драма Дэвида Мамета.
Последняя
театральная работа Зои на данный момент – роль в спектакле Национального Театра
"His Girl Friday", где она играла с мая
по ноябрь 2003 года. Ее дальнейшие театральные планы пока неизвестны.
|
В Англии и без Шекспира? Невозможно! Зои в "Двенадцатой ночи"
С Джуди Денч в "Мамаше Кураж"
За роль Фэй в спектакле "Грабеж" Зои была номинирована на премию Тони...
... а за роль Аманды Вигфилд в "Стеклянном зверинце" на премию Лоренса Оливье
Хозяин и его преданная собака Сильвия...
Какая актриса не мечтает сыграть Электру?
"Брак по-бостонски" с Анной Ченселор
Одна из последних театральных работ Зои - "His Girl Friday"
Продолжение
|