От Гамлета до ангела В том же 1991 году Рикман
успел сыграть в театре – в постановке японского режиссера "Танго в конце
зимы". Алан играл японского актера (да-да, причем ему не рисовали никаких
японских глаз), который, чувствуя, что стареет и вскоре должен будет покинуть
первые роли в театре, пытается смириться с этой ситуацией. А в 1992 году Алан
сыграл Гамлета. До этого он уже играл в самой известной шекспировской трагедии
– но роль Лаэрта. В одном интервью у Алана спросили, как он обновляет,
модернизирует Гамлета. У Рикмана буквально отвисла челюсть, и лишь спустя
минуту он спросил: "А когда он успел устареть?". Глупо
задавать подобные вопросы шекспировскому актеру. Правда, после этого он
начинает жаловаться: "Моя проблема с "Гамлетом" это - как, черт побери, сделать это физически, как
выдержать? Не только пьеса слишком длинная, но оказывается, что этот мерзавец
Шекспир поставил три огромных монолога как раз один за другим." Несмотря на то, что его "Гамлет" не
получил никаких премий, он не прошел незамеченным, и многие люди от театра
считали, что Гамлет Рикмана был особенным, необычным. Публике он тоже нравился.
В том же 1992 года Алан поставил шоу своей давней знакомой Руби Вакс. А в 1993
году он снялся в коротком фильме "Убийство наперекосяк" ("Murder, Obliquely").
Этот фильм часто выпускают из фильмографии Рикмана, но нам он интересен тем,
что режиссером его был Альфонсо Куарон, который заменил Криса Коламбуса на
режиссерском посту "Гарри Поттера". В кино ему удалось
наконец получить главную роль. После не особо успешной картины "Боб
Робертс" его пригласили играть знаменитого врача-гипнотизера Антона
Месмера в фильме "Месмер" (1994 г.). Месмер даже не был злодеем. И
тут Рикману не повезло. Возникла проблема с прокатчиками фильма, и
"Месмера" попросту замяли, так и не выпустив в широкий кинопрокат,
хотя актер все же получил в Монреале
премию за лучшую мужскую роль. В 1995 году он сыграл в
фильме "Ужасно большой приключение" ("An Awfully Big Adventure"). Рикман как всегда
играл не особо хорошего парня, зато парень был на мотоцикле, кроме того – это
была практически главная роль. Перед съемками фильма Рикман больше всего боялся
упасть с мотоцикла. "И я упал. Меня научили водить его за двадцать
минут, и это было как оседлать дикого зверя. Подо мной была не машина, у него
была воля и разум. Нельзя было сказать, что он собирается делать дальше. Он
двигается вовсе не так плавно – то рысью, то галопом, а потом останавливается…
Ну я и свалился с него однажды." П.Л. О'Хара – герой
"Ужасно большого приключения" – актер любительского театра. В
молодости он играл Ричарда II, но
его лучшей ролью была роль капитана Крюка в "Питере Пэне". Надо
сказать, Крюк – это очередной обаятельный злодей, на которых специализируется
Алан, так что начинаешь жалеть, что в этом "Ужасно большом
приключении" не показали побольше сцен из "Питера Пэна".
Учитывая, что сюжет фильма довольно странный, на любителя. Начинается он как
комедия, быстро становится эротической комедией, мелодрамой, и кончается, как
психоделическая драма. Лучшее, что есть в этом фильме – блестящая актерская
работа исполнителей главных мужских
ролей – Алана Рикмана и Хью Гранта. Самое забавное в этом фильме – это имена
героев. Среди прочих – родственники главной героини – семейная пара - дядя Вернон и тетя Лили, и мистер Поттер
(в некотором смысле антагонист П.Л. О'Хары), которого и играет Хью Грант. Значительно интересней была
другая роль 1995 года – полковник Брендон в экранизации романа Джейн Остин
"Разум и чувства"("Sense and Sensibility"). Наконец Рикман сыграл положительного
(некоторые считают, даже чересчур положительного) героя, и он понравился
публике не меньше, чем все его злодеи. За то, что он получил роль полковника,
Алан должен благодарить Эмму Томпсон – британскую актрису, которая не только
сыграла главную роль в фильме, но и написала сценарий к нему, причем сразу
решила, что Брендона должен играть Рикман, и с трудом убедила продюсеров, что
он будет хорошо смотреться в роли благородного
и великодушного полковника. Она не ошиблась – и Алан получил номинацию
на BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана. А Алан и Эмма с тех пор стали
друзьями. В своих дневниках со съемок фильма Томпсон постоянно восхищается его
актерской работой. По иронии судьбы в свой первый съемочный день Рикману
пришлось сниматься в самой последней сцене фильма. Он мрачно сообщил Эмме: "Ты
бы попробовала… я не успел снять ни одной сцены, а меня уже женят, и вы все
идете за мной…". В "Разуме и
чувствах" снимались и его будущие партнеры по "Гарри Поттеру".
Роберт Харди (Корнелиус Фадж) играл сэра Джона Мидлтона, а Джемма Джонс (Мадам
Помфри) – миссис Дэшвуд, мать главных героинь. Элизабет Сприггс (Толстая Леди) играет надоедливую миссис Дженнингс. В 1996 году последовали
две интересные роли – окутанный легендами русский монах Распутин в фильме
"Распутин" ("Rasputin") и хладнокровный
ирландский революционер Эймон де Валера в фильме об основателе ИРА "Майкл
Коллинз"("Michael Collins"). За Распутина Рикман
получил две весьма престижных американских кинопремии – Золотой Глобус и Эмми.
Фильм был выпущен специально в год захоронения останков царского семейства в
России, и многие сцены в нем снимались в Санкт-Петербурге. Фильм получился, на
мой взгляд, весьма поверхностным, поэтому интерес в нем представляют только
актеры – роль царя Николая II исполнил Ян Макеллен. Мне
же было весьма забавно слушать, как Распутина постоянно называют волшебником (и
порой он действительно напоминал сильно заросшего, небритого Снэйпа), а он
ходит и бормочет черные пророчества,
подобно уважаемой профессору Трелони. Так же для русских поклонников есть
шанс послушать, как Рикман поет русскую народную песню. Ян Макеллен был очарован
поведением Рикмана на съемках "Распутина": "Алан Рикман - внимательный и щедрый человек. Через пять минут после моего
прибытия в Санкт-Петербург, он позвонил мне в номер, предложив встретиться с коллегами за обедом, хотя он до этого весь день снимался...
Он встречал так всех актеров, прибывавших из Великобритании на съемки. Дело не в общительности Алана, дело в том, что он
хочет, чтобы актеры были одной командой, и если этой команде нужен лидер, он готов быть им... на съемках было также -
он всегда был внимателен к чужим проблемам... Такое поведение нехараткерно для актеров, играющих главную роль..."
Роль де Валера принесла Рикману очередную номинацию на BAFTA. Правда, знатоки ирландской истории, жаловались на то, что образ этого ирландского лидера и президента Ирландской республики, провозглашенной ирландским народом вопреки Британской империи, очень сильно изменен в этом фильме, где, с их точки зрения, де Валера показан слабаком. По названию можно догадаться, что фильм снят так, чтобы публика сопереживала с Майклом Коллинзом, а не с де Валера, которому уделено не так много экранного времени. Зато мы можем полюбоваться, как Алан разгуливает в очках а-ля Гарри Поттер, и даже в женской шляпке (правда, без чучела грифа – а жаль… прим.Луни). Кстати, в этом фильме в эпизодической роли появляется Ян Харт, который сыграет позже б-б-бедного п-профессора К-квиррела. В 1997 году он снялся в фильме, который завоевал
ему славу блестящего комического актера. Фильм выйдет только в 1999 году, и мир
увидит Алана Рикмана, любимца женщин, без штанов и без органов
детопроизводства. В комедии "Догма" Рикман сыграл архангела Метатрона
– Глас Божий. Режиссер Кевин Смит, обладающий потрясающим чувством юмора, попал
в точку, выбрав играть Глас Божий актера, кого поклонники порой называют просто
Голос. Алан, несомненно, получил большое удовольствие, снимаясь в
"Догме", он с сожалением сетовал, что в Англии таких фильмов не снимают.
Отсутствие гениталий у своего персонажа казалось ему безумно смешным. |
|