Бродячий артист Алан проучился в Академии два года, зарабатывая на
жизнь, будучи костюмером известных актеров сэра Ральфа Ричардсона и Нигеля
Хоторна, а также продолжая заниматься дизайном. То, что нашептал Алану
маленький, но настойчивый голос, подтвердило его тело. "Когда я пришел
в RADA, мое тело говорило "Как раз вовремя". Я
использовал его, и я чувствовал, что я был там, где должен был быть, делал то,
что я должен делать, и все это было как раз вовремя. В актерском мастерстве
нельзя раскачиваться слишком долго." В RADA Алан был намного старше
большинства студентов, поэтому пользовался большим уважением среди большинства соучеников и учителей. За время
учебы он сыграл в нескольких спектаклях, в том числе и исполнил главную роль в
чеховском "Дяде Ване". Закончил Академию он с золотой медалью
Бэнкрофта, и получил еще несколько призов по ходу обучения. После учебы, в 1974 году
Алан четыре года колесил по Англии с репертуарным театром (это было обычной
практикой для начинающих актеров). Он играл в пьесах Ибсена, Брехта, и,
конечно, Шекспира. Он исполнял разнообразные роли: начиная от Короля Крыс в
"Дике Уиттингтоне", заканчивая Шерлоком Холмсом в одноименной
постановке и Лаэртом в "Гамлете". Особенно жутким испытанием был
рождественский спектакль, в котором он играл белочку и распевал песенки вроде
"Она жить не может без своей кашки". В
это же время Алан встретил актрису Руби Вэкс, и убедил ее, что она должна стать
эстрадной комической исполнительницей. Это была дружба на всю жизнь, и
значительно позже Алан будет режиссировать ее шоу. В 1978 году он был принят
в Королевскую Шекспировскую Компанию (Royal Shakespeare Company, сокращенно RSC), которая тогда, к
сожалению, славилась своей репрессивной политикой по отношению к своим актерам.
Рикман продержался там не больше года. Роли, которые он успел сыграть, получили
различные критические отзывы (играл он, в основном, в шекспировских пьесах: в
том числе два раза в "Бесплодных усилиях любви", оба раза исполняя
роль Бойе. Вместе с ним в "Бесплодных усилиях любви" играл Ричард Гриффитс - будущий дядя Вернон).
Бросив Компанию, Рикман ушел в свободный полет, вновь
присоединившись к репертуарным театральным компаниям. В 1981 году он побывал на
гастролях в Советском Союзе, со спектаклем "Братья Карамазовы".
Спектакль играли на английском, "с четырьмя актерами и одной шубой,
которую передавали один другому. В одном месте мы выступали в церкви VII
века, стоявшей на холме, и в финале все вчетвером забирались на колокольню,
распевая "Оду к Радости" – не думаю, что русские поняли хоть одно
слово". Насчет церкви седьмого
века меня терзают смутные сомнения – все-таки Русь была крещена в IХ веке,
но, конечно, м-р Рикман не обязан этого знать. А так – картина впечатляющая. В
следующий раз Рикман окажется в России во время съемок "Распутина" в
Санкт-Петербурге много лет спустя, уже будучи известным по обе стороны
Атлантики. В те же года Алан попробовал себя и в легком жанре мюзиклов – сыграв
в "Guys and Dolls"
и "Joseph & the Amazing Technicolor Dreamcoat" (в последнем играл одного
из двенадцати братьев Иосифа). В 1979 году он сыграл
первую роль на телевиденье – это была эпизодическая роль в сериале по роману Эмиля Золя "Тереза
Ракен", снимавшийся на BBC . Затем он играл и другие
небольшие роли на BBC. Его впервые заметили после "Хроник
Барчестера", где он сыграл подлого, хитроумного сердцееда Обадию Слоупа.
Со всех концов Великобритании к Алану впервые посыпались письма от поклонниц.
Но он не только приобрел популярность у женского населения, он и впервые сыграл
хитроумного, обаятельного и сексуального злодея – амплуа, от которого ему
спустя несколько лет станет очень трудно избавиться. |
|