Джон Хёрт - мистер Олливандер
Джон Винсент Хёрт родился 22 января 1940-го года в графстве Дербишир (Англия). Он был третьим и самым младшим ребёнком в семье - у него есть старший брат Майкл и старшая сестра Моника. Детство актёра прошло в небольшом индустриальном городке, обитатели которого в основном были заняты на угольных шахтах. Отец Хёрта был англиканским священником (однако своих детей он не сумел воспитать в своей вере - брат Джона Майкл к огромному ужасу отца стал католическим монахом, а сам Джон и вовсе в бога не верит, мотивируя это тем, что "если допустить, что он есть, он сделал слишком много ошибок в отношении меня"). С семьёй у Джона были не самые лучшие отношения, друзей у него не было, так как родители запрещали ему общаться с деревенскими мальчишками, и детство его было довольно одиноким. Школу Джон терпеть не мог. На уроках мальчику было очень скучно, многие предметы ему не давались, учителя, по его мнению, в корне давили все творческие порывы учеников. Единственным светлым моментом в школе был театр. Хёрт с радостью принимал участие во всех школьных постановках - первой его ролью была роль девочки в спектакле "Синяя птица", в котором он сыграл, когда ему было девять лет. Примерно в то же самое время он увидел в кино "Оливера Твиста" и пришёл в полный восторг от актёра Алека Гиннеса, исполнителя роли старого руководителя всех карманников Фэгина. Тогда-то он впервые и решил, что хочет быть профессиональным актёром. И в качестве тренировки принялся копировать акценты всех встречных поперечных. На что последние крайне обижались, считая, что нехороший ребёнок над ними просто-напросто издевается. Отец юного актёра тоже так считал, поэтому очень сердился, когда сын в очередной раз начинал свои драматические эксперименты. Когда Хёрту было 12 лет, его семья переехала в Гримсби - большой портовый город. Там мальчика отдали учиться в школу-интернат, в которой ему нравилось не больше, чем в предыдущей школе, но тем не менее больше, чем дома. Закончив школу, он тут же стал рваться учиться на актёра, но родители сочли, что это неподходящее для него занятие, и поэтому отправили его в местное художественное училище (Хёрт до сих пор не понимает, почему его родители считали профессию художника более стабильной и надёжной, чем профессию актёра). Через два года стало ясно, что у молодого человека определённо есть талант к рисованию, и родители решили послать его в Лондон, в художественное училище Святого Мартина для продолжения обучения. Он снимал маленькую студию в подвале и творил - рисовал в основном обнажённую натуру и гипсовые головы. На профессиональных моделей у него, разумеется, денег не было, так что позировали ему его приятельницы. Иногда удавалось продать картину-другую и таким образом поддерживать своё очень и очень скромное существование. Через два года Хёрт решил забросить карьеру художника и переходить к осуществлению своей детской мечты (рисовать он, впрочем, не бросил - и говоря об актёрской профессии, нередко прибегает к сравнению работы над ролью с работой над картиной). Он поступил (куда бы вы подумали? Да-да, это уже становится неоригинальным, но что поделаешь... Как-никак, лучшее заведение данного профиля во всей Англии...) в Королевскую Академию Драматических Искусств, где проучился два года. Во время учёбы в Академии он начал играть в телесериалах и потихонечку создавать себе имя. Кстати, золотой медали в Академии он не получил (а мне уже стало казаться, что там её выдают всем студентам поголовно... Значит, не всем J ). В 1962-ом году, покинув Академию, Хёрт тут же снялся в своём первом фильме (фильм режиссёра Ральфа Томаса назывался "The Wild and the Willing" и был впоследствии охарактеризован Хёртом как "ужасное воспоминание"), а также впервые вышел на театральную сцену (в спектакле "Детоубийство в доме Фреда Джинжера" ("Infanticide in the House of Fred Ginger")). Это он сделал весьма успешно, после чего присоединился к Королевской Шекспировской Компании, на сцене которой сыграл впоследствии немало спектаклей. В одном из таких спектаклей его и заметил знаменитый кинорежиссёр Фред Зиннеманн. В 1966-ом году Джон Хёрт снимается в фильме Зиннеманна "Человек на все времена" ("A Man for All Seasons"), получившем шесть премий Оскар и ставшем началом успешной кинокарьеры Хёрта. В 1974 году Хёрт появляется на театральной сцене в премьерной постановке пьесы одного из лучших британских драматургов нашего времени Тома Стоппарда "Травести". Спектакль был поставлен режиссёром Королевской Шекспировской Компании Питером Вудом в театре Олдвич. В этой гениальной постмодернистской пьесе, где одновременно действуют такие личности как британский писатель, автор "Улисса" Джеймс Джойс и Ленин с Крупской, Хёрт играл роль Тристана Тцары - того самого, который: Мистер Тцара - великий артист, Первый в мире поэт дадаист. По субботам всегда Он читает дада В клубе, там, где был раньше стриптиз... В 1976 году Хёрт сыграл жестокого Калигулу в ставшем очень популярным мини телесериале производства BBC "Я, Клавдий", главную роль в котором исполнял Дерек Якоби, а за роль наркомана, сидящего в турецкой тюрьме в фильме "Полуночный экспресс" актёр был выдвинут на премию Оскар в номинации "Лучший актёр второго плана" (а также получил "Золотой глобус"). Номинация в категории "Лучший актёр" не заставила себя долго ждать - в 1980 году Хёрт сыграл роль Джона Меррика в фильме режиссёра Дэвида Линча "Человек-слон". В сложном гриме (ежедневная процедура его накладывания занимала целых семь часов, а снимали его два часа) он был практически неузнаваем, однако его исполнение этой очень лирической и грустной роли произвело большое впечатление на критику (и я искренне разделяю мнение этой критики - финальные сцены "Человека-слона" способны растрогать до слёз кого угодно). В 1984 году актёр исполнил роль Уинстона Смита в фильме "1984", снятому по знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла. "Пятном" на репутации актёра серьёзные критики, не любящие, когда на экране из чьего-нибудь живота лезут скользкие монстры, считают его участие в фильме "Чужой" режиссёра Ридли Скотта - классике жанра "астронавты - находят - в - космосе - что-то - непонятное - а - потом - из - него - начинает - лезть - жуткая - дрянь". Всего в фильмографии Джона Хёрта более семидесяти фильмов. Он активно продолжает сниматься и в настоящее время - в 2000 году, например, он снялся в фильме "Потерянные души" в роли священника, изгоняющего демонов из героини Вайноны Райдер, а в 2001 - в фильме "Выбор капитана Корелли" в роли отца героини Пенелопы Крус. Чаще всего Джону Хёрту достаются роли всяких тёмных, нехороших, криминальных, мрачных и неоднозначных личностей, однако он предпочитает не браться за роли тех, в ком не может найти хотя бы самой маленькой положительной чёрточки, тех, чьему поведению нельзя найти хотя бы малейшего оправдания. Поэтому от серийных маньяков-убийц обычно отказывается. Вот мистер Олливандер - совсем другое дело. В меру мрачный и, в общем-то, весьма неоднозначный товарищ. Актёрская профессия, по словам Джона Хёрта, это "продвинутый способ играть в ковбоев и индейцев", и для него - изображать других людей это именно игра. Он не верит в существование какого-либо единого "самого правильного" метода вхождения в роль, однако искренне не понимает актёров, "проводящих по полгода в больнице для того, чтобы сыграть больного". Так что он не посвящал несколько месяцев своей жизни вытачиванию волшебных палочек. Главное для актёра, по мнению Хёрта, это хорошо прочесть сценарий (и именно сценарий, а не книгу, по которой он писался), а затем дать волю своему воображению. Воображение у него, по всей видимости, работает хорошо, и потому больше всего на свете Джон Хёрт любит демократичных режиссёров, не мешающих актёрам самовыражаться на полную катушку. Он также гордится тем, что из споров с не очень демократичными режиссёрами ещё ни разу не выходил побеждённым. Что касается личной жизни, то здесь Хёрту хронически не везло. В 22 года он женился на актрисе Аннет Робертсон, но актёрская жизнь не способствовала семейной, так что через два года они развелись. С 1967 года его постоянной спутницей была французская модель Мари-Лиз Волпелье-Перрот, хотя Хёрт и не спешил оформлять с ней официальные отношения. В 1983 году Мари-Лиз трагически погибла. Хёрт вновь вступил в брак - с Доной Пикок - в 1984 году, но этот брак, как и первый, оказался неудачным и продлился всего шесть лет. В 1990 году актёр вновь попробовал пожить семейной жизнью. Его новую жену звали Джо Далтон, и она родила Хёрту двух сыновей - Николаса и Александра, но как и брак с Доной Пикок, этот брак закончился в связи с усилившимся пристрастием Хёрта к алкоголю. Теперь, говорят, он излечился от вредной привычки и вновь обрёл семейное счастье с некой Сарой Оуэн. Ох... сколько там жён я уже ему насчитал? Кроме кино и театра Хёрт также много работал на телевидении, озвучивая мультфильмы (его низким, глубоким голосом, вызывающим многочисленные восторги публики, например, говорит Арагорн в анимационном фильме "Властелин колец: Братство кольца", снятом в 1978 году), а также выступая в роли ведущего документальных фильмов и передач ("Винсент: жизнь и смерть Винсента Ван Гога", "Пол Маккартни: возвращение домой"). Опять-таки в роли ведущего Хёрт появился и в мюзикле Майка Бэтта "Охота на снарка". Совсем недавно стало известно, что за свои многочисленные заслуги перед обществом Джон Хёрт получил премию имени Ричарда Харриса. Интересное совпадение, не правда ли? |
В молодости Сложное превращение в человека-слона В фильме "1984" Со второй женой Доной С третьей женой Джо С Джо и сыном В спектакле "Преступление и наказание" В спектакле "Чайка" Чем не Джеймс Бонд? С Хелен Миррен В спектакле "Король Лир" - Джон Хёрт в роли шута. В роли Лира сам Лоуренс Оливье. В фильме "Скандал" с Яном Маккелленом
Рабочее место мистера Олливандера Работа с клиентом На премьере "Гарри Поттера и философского камня". Крис Коламбус объясняет, как правильно махать волшебной палочкой "Да, это действительно то, что надо. Так, так, так... очень любопытно, чрезвычайно любопытно..."
|