Ричард Львиное Сердце
Ричарда Харриса считали главным звёздным буяном и хулиганом на ряду с Ричардом Бартоном, который обогнал его лишь по количеству наград, но которому Харрис никогда не уступал в количестве выпитого пива и ирландского виски. “Его смерть была тихой и мирной, - написал один журналист, - единственное, что он в своей жизни сделал тихо и мирно”. Жизнь Ричарда Харриса была яркой и громкой. Любой человек рождается громко – с диким криком. Ричард Сент Джон Харрис сделал это первого октября 1930 года в семье владельцев мельницы в известном ирландском городе Лимерик. Как и в течение всей своей жизни Харрис гармонично сочетал абсолютно противоположные качества – беспробудное веселье и пьянство ночью и невероятно талантливую актерскую игру днём – так и в школе Ричард был хорош в абсолютно противоположных областях – в литературе и в грубой спортивной игре регби. В последней он делал значительные успехи и связывал своё будущие со спортивной карьерой. В игре в регби он был верен себе – Харрис не был Харрисом, если бы не играл за команду, ведущую самую грубую игру в то время. Основной тактикой его команды было закинуть мяч как можно выше в небо со всей дури и смотреть, как он сминает в лепёшку несчастного, который попытался его поймать. Харрису пришлось оставить школу, чтобы помогать семье в управлении делами мельницы. Работа на мельнице, для которой нужно было изучить различия разного типа зерна, основы бухгалтерского учёта и прочий административный бред, была противна естеству молодого Ричарда, поэтому в свободное от дел время он развлекал себя тем, что стрелял крыс из своего ружья, заряженного дробью. Обычно актёры рассказывают трогательные и “высоко-духовные” истории о том, как они пришли к актёрской профессии. И здесь Харрис отличился. Во-первых, Харрис никогда бы не стал актером, если бы около двадцати лет не подхватил туберкулёз, который перекрыл все возможности стать профессиональным спортсменом. Во-вторых, к актёрской профессии его привела любовь хорошо проводить время с девушками. Он с тремя своими приятелями поехал в Дублин посмотреть матч по регби между национальными командами Ирландии и Шотландии, а вечером они пошли на дискотеку, чтобы подцепить там девочек и показать им “какими сексуальными монстрами могут быть мальчики из Лимерика”. Но девочкам не повезло. Нечто лучшее привлекло внимание Ричарда – он увидел рекламный плакат спектакля “Генрих IV”, и вечер он провёл в театре. Это и определило его судьбу, хотя желание стать кинозвездой у Харриса было с раннего детства. Он прогуливал школу, чтобы сходить в кинотеатр, и буквально засыпал вопросами местного эксперта по кино Дениса Хейса. Сам Хейс позже будет вспоминать, как однажды он попросил Харриса посмотреть за тем, чтобы дикие школьники, сидевшие в кинотеатре, не кидали обёртки и конфеты с балкона на головы ни в чем неповинных зрителей (сам он был не в состоянии их утихомирить). Когда он вернулся в зал, все дети сидели по струнке и молчали, так что был слышен шорох кинопроектора. Сыграв несколько ролей в местном театре, Харрис окончательно уверился в своём желании стать актёром и отправился покорять Лондон. В 1955 году он поступил в Лондонскую Академию Музыки и Драматического Искусства (LAMDA). Ещё во время учёбы он начал играть на лондонской сцене. Кинодебют тоже не заставил себя долго ждать – в 1958 году Харрис снялся в своём первом фильме. Далее последовало несколько фильмов почему-то про ирландскую республиканскую армию (“Пожми руку дьяволу”, “Ночные воины”). Примерно в это же время Харрис в первый раз женился. Его первая жена, Элизабет Рис родила ему троих детей (все трое сейчас заняты в кинобизнесе). Семейная жизнь совсем не мешала карьере (скорее, наоборот). Харрис активно играл в театре и снимался в кино. Вышли “Длинный, короткий и длинный” (1960), “Эта спортивная жизнь” (1963) – в котором Харрис играл игрока в рэгби, роль, принесшая ему номинацию на Оскара, “Красная пустыня” (1964), “Три лица женщины” (1965) – оба фильма под режиссурой Антониони, “Гавайи” (1966), “Библия” (1966) – Харрис играл Каина, и, наконец, в 1967 году – “Камелот”, мюзикл, в котором Харрис исполнил главную роль короля Артура. Этот фильм имел огромный успех. Кроме того, все отметили выдающиеся вокальные способности Ричарда Харриса. Композитор Джимми Уэбб написал для него два альбома, одна песня с первого из них заняла вторую строчку хит-парада, Харриса всё время крутили по радио и одно время он даже затмевал по популярности Фрэнка Синатру. 70-ые годы были менее удачными. Фильмы, в которых Харрис снимался в это время были далеки от шедевров, к тому же его здоровье резко ухудшилось – в очень большой степени из-за чрезмерного употребления алкоголя (6 двойных водок он считал своей “обычной дозой”) и наркотиков (в 1978-ом году актёр чуть было не умер от передозировки кокаина). Изменения произошли в семейной жизни – Харрис развёлся с первой женой и женился на Энн Таркел, актрисе на 25 лет его моложе. Но второй брак тоже долго не продержался. “Роль мужа – единственная роль, на которую я не подхожу, - говорил Харрис, - терпеть не могу, когда от меня требуют не опаздывать к ужину”. Тем не менее, Энн Таркел, похоже, сохранила к нему светлые чувства – она сидела у постели умирающего бывшего мужа до самого конца. В 1982 году из кризиса Харриса вытащил Ричард Бартон, попросивший его сыграть короля Артура в бродвейской постановке “Камелота”. Харрис посвятил этому целых пять лет. Затем последовали успешные театральные постановки “Человека из Ла Манча” и “Генриха IV”. Немного отдохнув от кино, Харрис вновь вернулся на экран. Он сыграл террориста в “Играх патриотов” (1992), в том же году он появился в “Непрощенном” Клинта Иствуда. За 90-ые он снялся в 16 фильмах, среди которых были “Горбун из Нотр-Дама” (Харрис играл священника Фролло) и “Сибирский цирюльник”. В 2000 году Харрис бурно отпраздновал своё семидесятилетие. Почтенный возраст не отразился на его буйном характере. “Удивительно, что мы до сих пор живы! – весело сообщал он журналисту. – Можно было бы целый “Титаник” затопить тем количеством выпивки, которое я выпил за всю свою жизнь!”. Впрочем, пить в таких масштабах он всё же перестал и в паб ходил только для того, чтобы “просто погрузиться в атмосферу”. В этом же году Харрис сыграл императора Марка Аврелия в “Гладиаторе” и подружился со своим молодым коллегой по фильму Расселом Кроу. Редкий случай – ведь среди друзей Харриса было очень мало актёров. Он не любил представителей своей профессии, потому как терпеть не мог никаких проявлений “звёздной болезни”. Кино в целом, кстати, он в последнее время тоже не любил. “Лучше посидеть в пабе и поболтать с идиотами, чем смотреть на идиотов на экране”, - говорил он. Тем не менее играть самому ему очень нравилось. “Я чувствую себя более живым, когда играю”. В 2001 году Харрис опубликовал сборник стихотворений, затем вышел “Гарри Поттер и философский камень”, а в 2002 – фильм “Граф Монте-Кристо” по знаменитому роману А. Дюма с Харрисом в роли аббата Фариа. В этом же году он продолжил сниматься в “Гарри Поттере и Тайной комнате”. В августе 2002 года Харрис тяжело заболел. 25 октября он умер в больнице, в окружении своей семьи. Роль мудрого Альбуса Дамбладора стала последней ролью в жизни этого жизнелюбивого и, несомненно, великого буяна. |
Так Ричард Харрис выглядел в далёкие 60-ые Молодой и совершенно неузнаваемый. В роли короля Артура Со второй женой Энн Король Артур завоёвывает Бродвей Злой священник Фролло, забывший о боге из-за любви к прекрасной цыганке Эсмеральде. Не очень похож на Дамбладора, да? В "Гладиаторе" со своим юным другом Расселом Кроу Аббат Фариа Со своей первой женой Элизабет и с героической внучкой Эллой, уговорившей дедушку согласиться на пост директора Хогвартса На премьере "Гарри Поттера и философского камня". До премьеры второго "Гарри Поттера" Ричард Харрис не дожил всего несколько дней... "Он жил, как хотел, в своё удовольствие. Его никогда не волновало, кто что про него думает. Но он мог очаровать любого..."
|