"Ужасные Близняшки" Но особую популярность ей принесли именно трагические роли, сыгранные в спектаклях, которые режиссировала ее подруга Дебора Уорнер, за что в британском театральном мире их прозвали "Ужасные Близняшки" (The Terrible Twins). Они познакомились в 1980 году, Фиону тогда попросили заменить одну из актрис в спектакле, который ставила молодая Уорнер. Фиона признается, что та ей тогда очень не понравилась, потому что была слишком молчалива. В том спектакле у Шоу была маленькая роль, всего один монолог, и она осталась к спектаклю весьма равнодушна. Но Дебора Уорнер после этого стала каждый год звонить Фионе и приглашать ее в свои новые спектакли. Фиона не понимала, зачем ей надо работать с режиссером, с которой у нее не складываются отношения. В результате они оказались в одно время в Королевской Шекспировской Компании в 1988 году, Уорнер великолепно поставила спектакль "Тит Андроний", но "я по-прежнему не хотела работать с ней, и к тому времени и она уже не хотела работать со мной", - вспоминает Фиона. Но к концу сезона они сошлись на одной идее - Фиона хотела сыграть трагическую роль, а Дебора хотела поставить греческую пьесу. Выбор пал на "Электру", и женщины быстро поняли, что могут великолепно работать вместе. В то время Фиона была в довольно тяжелом эмоциональном состоянии. Ее брата недавно убили, и чувства Электры ей были не чужды. Кроме того, она как раз переживала конец очередной любви, и была очень напряжена. С Деборой их разделяли и идеологические соображения. Дебора была квакером и англичанкой в противоположность ирландке Фионе. "Нашим врагом был пуританизм, и я вдруг стала работать с пуританкой, но, возможно, это странно, что я чувствовала себя более уютно с пуританкой, чем в среде этой бесконечной реакции на пуританизм". У них были очень разные темпераменты, Фиона была эмоциональна, хотела постоянно обсуждать роль, но Дебора говорила только в крайних случаях. Тем не менее, пока первая сцена спектакля не была отыграна идеально, они не двигались дальше. Со временем, Фиона прониклась работоспособностью и отдачей Деборы, и тогда они действительно подружились. Кроме того, в молодости Фиона активно выступала за феминистические идеалы, в том числе за то, чтобы Королевская Шекспировская Компания нанимала женщин-режиссеров, и Дебора была одной из первых, кого приняли туда. Вслед за "Электрой" (1990 г.) они вместе сделали "Медею" (Фиона получила премию Evening Standard), потом в Дублине ставили Ибсена ("Гедда Габлер", премия London's Critics Award, когда спектакль был поставлен и в Лондоне), а в 1995 году они решились на безумный эксперимент - и Шоу сыграла мужскую роль - короля Ричарда II в одноименной шекспировской хронике. У нее был выбор - играть Гамлета или Ричарда II. Как она объясняет, для Гамлета важен мужской пол, а Ричард - "не человек, он бог". Она имеет ввиду, что для Англии того времени монарх был богом, и Ричард в конце снимает корону и отдает ее Болинброку, чтобы перестать быть богом, и стать человеком. Женский пол исполнительницы добавил пикантный намек на взаимоотношения Ричарда со своим кузеном Болингброком, но это было далеко не главное в пьесе. Фиона же объясняла, что ее участие в постановке наоборот сглаживает гомосексуальный элемент в отношениях двух главных героев. "Как это может быть гомосексуализмом? Я же женщина". Спектакль был снят для телевиденья, но все же он был лучше принят в Австрии и Франции, куда он вывозился на гастроли, нежели в Англии. Хотя публике нравилась и постановка, и Фиона, критики же были более консервативны. Фионе порой кажется, что, возможно, они просто не хотели видеть, как ирландка играет английского монарха. Хотя на английском троне не так часто сидели чистокровные англичане. Очередной совместной работой "Ужасных Близняшек" стала "Опустошенная Земля" ("The Waste Land") Томаса Стернза Элиота. В 1996 году они поставили для Фионы моно-спектакль по этой поэме, а потом сняли его для телевиденья (как и постановку "Гедда Габлер"). Затем "Опустошенная земля" отправилась в мировое турне. В 1990 она получила сразу три награды Лоренса Оливье - за роль Розалинды в "Как вам это понравится", "Электра" и "Хороший человек из Сечуана". За последние два спектакль она также была награждена наградой лондонских критиков - London's Crtitis Award. В1993 году Фиона получила награды Лоренса Оливье и Evening Standard за лучшую женскую роль в пьесе Стивена Далдри "Механизм" ("Machinal"). Кроме того, Фиона попробовала себя и в качестве режиссера, поставив "Дома вдовцов" ("The Widowers Houses") для турне Национального Театра и "Гамлета" для Национального Театра Ирландии. |
|