Те, кто уже посмотрел фильм, могут принять участие в нашем новом опросе!
|
Тайная Комната открыта! Спец.корр. Р.Дж.Люпин (Луни) Мы ждали этого год. С тех пор, как в 2001 году вышел первый фильм из серии фильмов про Гарри Поттера, мы начали ждать второй фильм. И вот – 15 ноября 2002 года состоялась мировая премьера "Гарри Поттера и Тайной комнаты", а буквально на следующий день состоялась российская премьера того же фильма… правда, в пиратском варианте. Я всегда уважал людей, которых магглы называют пиратами. Во-первых, благодаря им, нам не пришлось ждать российской премьеры, которая состоится 26го декабря (тогда как практически во всех остальных странах премьерные показы этого фильма запланированы на ноябрь). Во-вторых, у них, в отличие от фирменных магазинов, всегда был и выбор получше, и цены не в пример пониже, а для меня последнее, увы, очень существенно… Однако, ближе к делу. Пресловутую "тряпку" (так магглы назвают пиратскую версию фильма, снятую камерой в кинотеатре прямо с экрана) нам с Сириусом пришлось приобрести с русским переводом, поскольку, по непонятным мне причинам, без оного она не продавалась. Впрочем, "перевод" добавил только пикантности в просмотр картины. (Я хотел разобрать в этой статье и особенности национального перевода, но рецензия и так вышла длинная, так что не обессудьте). Если я буду описывать нашу с Сириусом реакцию на каждую сцену (дикий хохот, переходящий в рыдания, и катание по полу), эта статья рискует превратиться в поток сознания, поэтому я постараюсь сосредоточиться на главном. Итак: фильм и книга. В фильме мы не увидим ни лавки мистера Борджина (хотя эту сцену снимали, видимо, она не вошла в окончательную редакцию), ни драки в книжном магазине, ни празднования Дня Смерти Почти-Безголового-Ника (по этому поводу режиссер Крис Коламбус переживает до сих пор), ни Дня Святого Валентина (по этому поводу до сих пор переживаю я, хотя я и был уверен, что этой сцены не будет). Гермиона не получит высший балл за контрольную на знание книг Гильдероя Локхарта (эту сцену тоже сняли, но вырезали).Мы так и не встретим профессора Биннза (вместо него легенду о Тайной Комнате расскажет профессор МакГонаголл), бывшего директора Хогвартса Армандо Диппета (Том Риддл встречается в воспоминаниях лишь с "молодым" Дамблдором), мадам Пинс (ее сцену тоже вырезали), а у бедняги Перси не будет подружки. Ни о каком Эрни МакМилане просто не может идти речи, хорошо хоть Джастина Финч-Флетчи оставили. С другой стороны, кому-то повезло: я имею ввиду Филча, так как никто не узнает, что он сквиб. Вообще, первые двадцать минут фильма сняты просто в клиповой манере, не успеваешь сообразить, что к чему, как Гарри уже летит в фордике "Англия" в Хогвартс. Эта сцена, с моей точки зрения, безумно затянута, в нее вставлен совершенно лишний эпизод, когда Гарри чуть не выпадает из машины, повиснув на ее дверце. Также бессмысленно затянута сцена с пауками, количество которых просто не поддается описанию, и начинаешь задумываться, а не смотришь ли ты сиквел фильма "Атака пауков". Как и первый фильм, даже в большей степени, "Тайная комната" страдает некоторым отсутствием логических связок между сценами. Дневник Риддла попадает к Гарри абсолютно случайно, имя Риддла незнакомо никому, но Поттер он тут же догадывается, что с этим дневником надо делать. Влюбленность Джинни в Гарри проходит практически незамеченной. Признание Локхарта в финале сильно скомкано. Филч, который вместо Снэйпа, встречает прилетевших в Хогвартс Гарри и Рона, по непонятным причинам ведет их к тому же Снэйпу, а не к декану Гриффиндора или директору. Вообще, фильм летит на такой скорости, что порой трудно опомниться. Финал фильма не очень выразителен (все заканчивается всеобщей радостью по поводу возвращения Хагрида), поэтому остается чувство недосказанности.Тем не менее, несколько сцен заслуживают внимания. Встреча с Малфоями в книжном магазине. Короткая, но выразительная сцена, в которой мы знакомимся с Люциусом Малфоем, и заодно можем посмотреть на Драко с совершенно другой стороны – как на ребенка, которого постоянно подавляют в семье. Это очень подчеркивается по ходу фильма, настолько, что даже начинаешь как-то… жалеть его. Когда в эпизоде с квиддичем он падает с метлы, вся слизеринская трибуна взволнованно привстает. Но не его отец. На лице Люциуса Малфоя в этой сцене читается: "Я так и знал, что от этого болвана – моего сына - ничего хорошего ждать не приходится". Дуэльный клуб. Великолепная сцена, которую можно пересматривать и пересматривать. Она довольно близка к первоисточнику, но есть одно "но". К сожалению, магглы, снимавшие этот фильм, так и не разобрались, как действуют заклинания. "Экспеллеармус" Снэйпа, который произносился так медленно, что даже такой некомпетентный маг как Локхарт мог бы успеть отреагировать, сбил Гильдероя с ног, однако палочка в его руках осталась. А ведь это было разоружающее заклятие! "Риктусемпра" Гарри, которая должна была вызвать щекотку, опять же сбила Малфоя с ног и подбросила его в воздух. Только заклятие "Cерпенсортия" сработало так, как и должно было. Гарри "внутри" дневника. Очень стильно снятая сцена. Все черно-белое, как на старой кинопленке, только Гарри – в цвете. Это – первое появление на экране Тома Риддла, пока еще примерного хогвартского ученика. Он наблюдает, как на носилках выносят тело мертвой девочки, разговаривает с Дамблдором, а затем идет "разоблачать" Хагрида. Лица последнего мы не видим, оно все время в тени. Гарри кричит "Хагрид!" и на этом его путешествие по прошлому заканчивается. Многосущное зелье. Что ж, наконец, исполнители ролей Крэбба и Гойла получили реальный шанс сыграть. Правда, по непонятным причинам, им оставили голоса Рона и Гарри соответственно, так что тут же было обговорено, что, якобы, Многосущное зелье не меняет голос. Тем не менее, эта сцена великолепна. Ни на минуту не сомневаешься, что перед тобой Гарри и Рон, хотя играют их совершенно другие актеры. Текст сцены очень удачно переписан: чего стоит одно только замечание Малфоя, заметившего очки на носу у "Гойла" – "Не знал, что ты умеешь читать". И, конечно, Тайная комната. От разоблачения Локхарта до полета с фениксом – сплошное наслаждение. Здесь понимаешь, что все, по сущности, вело к этому моменту. Потрясающие декорации: "кодовый замок" со змеями, голова Салазара Слизерина, весьма реальный василиск… И, с другой стороны – великолепный дуэт актеров, играющих Гарри и Тома Риддла. Гарри уже не растерянный мальчик, который по своей глупости оказался лицом к лицу с Вольдемортом, он понимает, зачем он здесь и что он должен сделать. Здесь это храбрость, а не безрассудство. Я жду - не дождусь, когда смогу посмотреть эту сцену на большом экране, это должно быть просто потрясающе. Ради одной этой сцены стоит посмотреть весь фильм. А теперь стоит упомянуть об актерах. Сначала – новички. Кеннет Брана великолепен в роли Локхарта – с первого появления в книжном магазине ты забываешь, что это актер, а не сам кавалер Ордена Мерлина и пр. Я знаю, что многие представляли себе Локхарта моложе. Но на экране мы видим того самого самолюбующегося пустозвона, каким и был Локхарт. Это, к слову, удачно оформлено музыкальной темой Гильдероя Локхарта, под которую он появляется в классе по Защите от Темных Исскуств. Обратите внимание и на его резкое перевоплощение – этот дьявольский блеск в глазах, когда он выхватывает у Рона палочку: "Приключение окончено, мальчики!". А момент, когда Брана изображает потерявшего память Гильдероя – один из самых смешных в фильме. Джейсон Айзекс играет Люциуса Малфоя. Как известно, он пробовался когда-то на роль Снэйпа, и сейчас это очень чувствуется. Мимика, жесты его настолько порой похожи на рикмановские, что это становится порой просто неинтересно. Хотя в отличие от Снэйпа, Люциус улыбается. И это действительно неприятная улыбка, улыбка, которая не обещает ничего хорошего. Длинные светлые волосы у Айзекса выглядят не очень естественно (что и не удивительно, ведь это парик). Его Люциус весьма однозначен – в нем нет ни одной положительной черты. С другой стороны, именно это и требовалось для роли. Он – злодей до мозга костей, и мы понимаем, что с таким отцом у Драко не было никаких шансов вырасти хорошим мальчиком. Том Риддл – Кристиан Колсон. В отличие от Люциуса, мы видим сразу несколько ликов Тома. Он и примерный староста школы, и подлец, сваливающий свою вину на другого, и – Лорд Тьмы, холодный и безжалостный. Колсону повезло – его роль практически не была сокращена, так что ему расчистили большую площадку для деятельности. И он сумел воспользоваться этим. Он смог показать, как через осознание собственного могущества у Тома проскальзывает бессильная злоба, ярость, отчаяние, которое овладевает им, когда он понимает, что какой-то мальчишка, какой-то Гарри Поттер может противостоять ему на равных. Бонни Врайт – Джинни. По этому поводу я ничего не могу сказать. Роль небольшая, хотя, казалось бы, значительная. Мне, честно говоря, Джинни представлялась более стеснительной, беспомощной, растерянной. Здесь, в сцене, когда она просит Малфоя оставить Гарри в покое, на ее лице написана абсолютная уверенность в себе. На протяжении всего фильма она выглядит мрачной, уставшей, но уж не как не беспомощной. Мириам
Маргойлс – профессор Спраут. Трудно что-то сказать об этой роли, так как у
актрисы реально только одна большая сцена – урок гербологии. Мне казалось, что
профессор Спраут должна быть более серьезной, и уж тем более, мне странно, что
преподаватель говорит об упавшем в обморок ученике: "А, пусть
полежит". Впрочем, это претензии к сценаристу. Кстати, мандрагоры – просто
как живые. Непонятно одно - дети одевают наушники, а профессор Спраут
продолжает лекцию. Причем, они ее явно слышат, хотя мандрагоры при этом лишь
слабо визжат. Неужели профессор Спраут говорит громче, чем кричат мандрагоры? Ширли Хендерсон – Плакса Миртл. Хорошо сыгранная роль и хорошая компьютерная графика. Несмотря на то, что Хендерсон уже за тридцать, а играет она девочку - смотрится это совершенно нормально. Возможно, ребенок и не справился бы с такой ролью.
Марк Уильямс – Артур Уизли. Его здесь так мало, что, казалось бы, говорить не о чем. Но у него, несомненно, есть тот характерный для Артура восторженный блеск в глазах: например, когда он спрашивает, как его сыновьям удался полет на машине. Жаль, что сцена с дракой в книжном так и не вошла в сценарий: потому что получается, что он весьма спокойно проглатывает оскорбления Люциуса Малфоя, чего, конечно же, он делать не стал бы, насколько я знаю Артура. J Еще – странно слышать от него вопрос, обращенный к Гарри, когда он замечает его на кухне: "А ты кто?". Интересно, все волшебники в мире узнавали Гарри без всяких объяснений, а Артур, сын которого учится с этим самым Мальчиком, Который Выжил в одном классе, его не узнает. Впрочем, у него, конечно, была тяжелая ночка в министерстве… Еще есть легенда британского кино - Роберт Харди в роли Корнелиуса Фаджа, но тут уж роль просто микроскопическая. Впрочем, очень жаль, что магглы одели его в какую-то невыразительную черную мантию вместо его любимых красочных нарядов. Теперь
вернемся к нашим старым знакомым.Семейство
Дурсли (Фиона Шоу, Ричард Гриффитс, Гарри Мелтинг) возвращается в том же
составе. У них меньше экранного времени, но они так же выразительны. Мэгги
Смит – МакГонаголл и Робби Колтрейн – Хагрид как будто не изменились
с первого фильма, а Дэвид Брэдли – Филч стал еще более злобным. Дамблдор
более строг и серьезен в этом фильме, нежели в предыдущем. По окончанию фильма
очень остро осознаешь потерю – Ричарда Харриса с нами больше нет. Пока
неизвестно, кто будет играть Дамблдора дальше. Надеюсь, это будет хороший
актер. Но одно понятно: нам всем будет очень трудно принять другого директора
Хогвартса. RIP. Что бы ни говорили, а Дэн Рэдклифф по прежнему Гарри Поттер, не смотря на новоприобретенный бас. Да, в его глазах поубавилось детской наивности, но она не исчезла совсем. Да, он более уверен в себе, и в Тайной комнате мы видим "не мальчика, но мужа". Гарри осознает, что он может противостоять Тому Риддлу, поэтому во взгляде исподлобья, который он бросает на него, читается ненависть, решимость, но уж никак не страх или растерянность. Это огромная удача, что Дэн собирается сниматься и в "Узнике Азкабана", и я мечтаю, что он сможет продержаться вплоть до последнего фильма. Роли положительных героев всегда играть труднее, так как в них нет той ярко выраженной характерности, как у злодеев. Но Дэн был и останется главным козырем фильма, золотой находкой продюсеров, его лицо давно стало для всех лицом Гарри Поттера. Руперт Гринт в роли Рона начинает надоедать однообразием физиономий, которые он строит. Рон смотрится совсем глупым, трусливым, его держат в фильме на правах клоуна. Если в "Гарри Поттере и Философском камне" у него была сцена с шахматами, в которой он проявил себя героем, здесь такой сцены нет. Он просто валяет дурака на протяжение всего фильма. Гермиона Эммы Уотсон резко перестала быть зубрилкой и задавалой. Нет, она по-прежнему лучше всех учится. Но в этом фильме она – слишком рано, на мой взгляд – стала вести себя как обычная девчонка. Это понятно, когда речь идет в сценах с Локхартом. Но то, с какой легкостью она предлагает нарушать школьные правила, смотрится не совсем адекватно. В первом фильме она держалась более в характере. . Хотя, надо отдать Эмме Уотсон должное – она здорово отыгрывает сцены, где речь идет о чистоте крови. Если в хижине у Хагрида она чувствует себя обиженной после слов Драко, то во время рассказа МакГонаголл о Тайной Комнате она отвечает на презрительный взгляд Малфоя вызывающим взглядом, говорящим: "Да, я такая, и горжусь этим!". Кстати, о Гермионе. Коламбус решил сделать свою ставку на то, кого Гермиона выберет себе в кавалеры. Так вот – его ставка – на Рона. Вылечившаяся Гермиона радостно обнимает Гарри, но лишь смущенно жмет Рону руку. Интересно, насколько правдоподобно предположение режиссера? Кажется, это может знать только сама Гермиона Том Фелтон – Драко Малфой. Что тут можно сказать? Этот юноша – настоящий профессионал. Вы видели его в первом фильме. Во втором он еще лучше, хотя я думал, что это невозможно. Фелтон не читал книг о Гарри Поттере, но играет Драко так, как будто знаком с ним лично. Его мимика, его интонации удивительно точны. Другого Драко Малфоя просто быть не может. Здесь Том показывает Драко с двух сторон – когда он сам по себе, и когда он с отцом: это очень интересно. Отдельное спасибо Джейми Уэйлетту и Джошуа Хердману – великолепно сыгравших теперь уже не только Крэбба и Гойла, но и Гарри с Роном. Надеюсь, вы не думаете, что я мог забыть актера, который играет моего дорогого друга Северуса? Так вот – Алана Рикмана в этом фильме очень мало. А жаль, хотя это было предсказуемо – во второй книге у него не такая уж значительная роль. Но могу вас заверить – он все также злобен, саркастичен, так же криво усмехается и по-прежнему не моет голову, чертов неряха. Да, и нос у него не уменьшился, и – радуйтесь – Голос не изменился. Дуэт Рикмана с Браной в Дуэльном клубе – одно из самых ярких впечатлений от просмотра фильма. Хотя Снэйп в этой сцене вдруг начинает рисоваться, резко разворачиваться на каблуках, позировать – словно пытаясь составить конкуренцию Локхарту, что довольно неожиданно. Еще один момент: услышав, как Гарри говорит на змеином языке (который, кстати, звучит очень красиво, хотя и напоминает слегка назгулов из "Властелина Колец"), Снэйп в исполнении Рикмана смотрит на него чуть ли не испуганно. По крайней мере, очень удивленно. Пожалуй, это единственный момент, в котором Рикману действительно дали сыграть. Еще об одном герое скажу отдельно – Добби. Это – творение компьютерных графиков, и, хотя он абсолютно не нравился мне на фотографиях, в фильме он очень хорош, особенно в последней сцене – с Гарри, Дамблдором и Люциусом. Он очень живой, естественный, и это, несомненно, заслуга и Дэна Рэдклиффа, который смог сыграть все сцены с отсутствующим героем так, будто он и правда видел его. Итак, что же можно в целом сказать по поводу фильма. На самом деле, у него есть только один серьезный недостаток: не хватает "suspense", напряженного ожидания, подозрения, вопроса "Кто же Наследник Слизерина?". В книге ты подозреваешь всех: Перси, Драко, Хагрида, даже Локхарта… Здесь этого нет. Поэтому фильм и превращается в чистый жанр "action", как, впрочем, нам и обещали. Разбавили фильм и глупыми голливудскими шуточками и трюками. Но что поделаешь – киностудия американская, режиссер – американец, фильм – для детей. Но не забывайте, что всегда говорил Крис Коламбус: фильм вторичен по отношению к книге, фильм выступает только как иллюстрация к ней, ни в коем случае не заменяет ее. И это хорошая иллюстрация. |
Мародёр Сегодня - журнал для респектабельных хулиганов |