Сириус Блэк

Джеймс Поттер

"Орден Феникса" - впечатления
Часть II
Новые песни о главном


Авторы: Сириус Блэк (Мягколап), Джеймс Поттер (Сохатый)

Гарри Поттер и Орден Феникса

Может, и не станешь победителем, но зато умрёшь, как человек.

Б. Окуджава

Главное, что нас безумно порадовало - Джоан Роулинг по-прежнему владеет своим даром не навязчиво, не морализаторски, не скучно, а наоборот доступно, легко и незаметно говорить со своим читателем о серьёзнейших вещах. И - учитывая тот факт, что читатели "Поттера" растут вместе с Гарри (я, конечно же, не имею в виду нас - задержавшихся в развитии великовозрастных болванов) - вещи, о которых она говорит, становятся раз от раза всё более и более серьёзными. Многие сомневались (мы с Джеймсом слышали это неоднократно, в том числе и от серьёзной дамы-литературоведа, большой поклонницы "Гарри Поттера") в том, что Роулинг, начав писать про одиннадцатилетнего ребёнка, справится с проблемой его взросления, с психологией подростка, а затем и юноши. Наше мнение - на данном этапе она справилась замечательно. Прекрасно продемонстрировано, что Гарри повзрослел и в то же время вступил в один из самых "проблемных" возрастов. Он стал "сердитым молодым человеком", он держит себя иначе, чем раньше, он стал говорить более резко, у него появились новые переживания. Он, конечно же, не такой, как все другие дети его возраста в силу того, что ему пришлось пережить, но и его не миновали бессонные ночи перед экзаменами, страдания по поводу первой влюблённости (ничего, даже Ромео был жертвой призрачной, ложной страсти до того, как встретил свою Джульетту), а также подростковый максимализм/негативизм/идиотизм, в котором он ещё любому фору даст. А как душераздирающе здорово переданы чувства Гарри в ту минуту, наступающую рано или поздно в жизни каждого ребёнка, когда он вдруг осознаёт, что взрослые (родители, а в данном случае - Дамбладор) не всесильны, могут совершать ошибки или не знать, как поступить. Вспомните, как Гарри сердится и в ярости обрушивается на Дамбладора в момент этого разочарования - когда понимает, что силы мудрого директора не безграничны и что он тоже может совершать неверные ходы, как он зол на него за то, что тот "смеет" проявлять слабость.

Проблема истэблишмента и бюрократии, которые порой бывают пострашнее самых страшных тёмных сил (куда там Вольдеморту до такого монстра как Умбридж!), изменчивого, непостоянного и могущественного общественного мнения, способного раздавить им же самим когда-то прежде созданных и превозносимых до небес кумиров, борьбы и давления средств массовой информации (нам очень понравился мотив с местным "Караваном историй", возглавляемым отцом Луны Лавгуд - чудо, а не журнал! Над статьёй про Сириуса Блэка, который вовсе и не Сириус Блэк, а чуть ли не Элвис Пресли, вообще можно было обрыдаться со смеху. Какие тонкие, между прочим, PR-технологии! Рекомендуется для изучения всем специалистам по связям с общественностью); проблема разобщённости в стане "хороших парней", которой всегда так умело пользуется Зло, и без преодоления которой, как нам очень хорошо формулирует волшебная шляпа, победа над ним невозможна, злая сатира на систему образования (да-да, у них в Англии с эти тоже не всё в порядке, не только у нас), сложные взаимоотношения подростков - это лишь некоторые из многих тем, поднимаемых и как всегда мастерски раскрытых в "Ордене Феникса". По-прежнему красной нитью через всё произведение проходит тема проблемы выбора, с которой приходится постоянно сталкиваться каждому человеку. Гораздо более остро, чем прежде, ставится проблема избранничества, его осознания, ответственности и страшного одиночества избранного, изначально заложенной трагичности его судьбы. И разумеется, "Гарри Поттер" - это по-прежнему книга не о ребёнке, не о детях и не о подростках, а прежде всего о самом взрослении, о становлении человеческой личности, что сразу же резко выделяет её среди современной детоцентристски ориентированной детской литературы, делает её более близкой по духу к классической сказке, построенной по схеме инициационного обряда.

Что же касается главной темы конкретно пятой книги, "Орден Феникса" несомненно порадовал бы великого Зигмунда Фрейда. Две основные силы, два основных инстинкта, оказывающих наибольшее влияние на человеческую жизнь - Эрос и Танатос, как называл их Фрейд, Любовь (стремление к жизни) и Смерть, две главные константы бытия, их противодействие и в то же время взаимосвязь (в общем, единство и борьба противоположностей) - вот что становится, на наш взгляд, основным объектом внимания автора.

(Вспомните, как описывается необъяснимая тяга Гарри к древней арке в Комнате Смерти, его желание узнать, что же там за ней. Мы вот с Сохатым, когда читали про пресловутый памятник архитектуры, тоже на собственной шкуре испытали сильное и труднопреодолимое воздействие фрейдовского "инстинкта смерти": почувствовав научно-исследовательский порыв, великий экспериментатор Джеймс тут же предложил попытаться засунуть в арку а) руку (свою/чужую), б) ногу, в) голову, г) крысу, д) крысу на верёвочке, е) крысу на очень длинной верёвочке и, наконец, ж) телескоп, дабы посмотреть "чего там". Еле друг друга оттащили!).

С темой смерти мы уже неоднократно сталкивались в предыдущих книгах (смерть родителей Гарри и его переживания на эту тему - зеркало Еиналеж, дементоры, связь Гарри с умершими родителями, проблема бессмертия, поднимаемая в "Философском камне", хогвартские призраки, наконец, смерть Седрика Диггори и т.д.), но нигде не подходили к ней так близко, как в "Ордене Феникса". Роулинг обещала, что эта книга будет мрачнее предыдущих, и она не обманывала - "Гарри Поттер" уже полностью перестал быть милой детской книжкой о том, как детки-волшебники летают на мётлах и машут палочками.

Психологи отмечают, что у современных детей выработалось очень своеобразное отношение к смерти. Воспитанные на компьютерных играх и мультиках свирепого содержания, они не верят в её необратимость. Понятие смерти нивелируется в детском сознании. В мультфильмах, которые смотрят дети, с героями могут делать всё, что угодно - сбрасывать на них рояли, взрывать динамитом и т.д. (желающие продолжить список садисты могут этим заняться), при этом никто не умирает и даже особо не страдает. Жестокость становится нормой. Герой компьютерной игрушки не погибает - он может просто перейти на другой уровень, или в крайнем случае, начать игру сначала. Ребёнок может совершить самоубийство, думая: "Попугаю немного нехороших родителей - они огорчатся, а потом я возьму и вернусь". И это не такое уж и редкое явление - процент детских суицидов чрезвычайно высок. Тот факт, что в реальной жизни никак нельзя "перейти на другой уровень" или начать игру сначала, не осознаётся многими детьми, да и чего уж там, многими взрослыми тоже. Плюс ещё следует отметить суеверное отношение многих к этой теме, считающейся чуть ли не запретной. Про смерть говорить не принято, этого боятся, и человечество выдумывает огромное число различных эфемизмов вроде "того-кого-нельзя-называть", когда говорить о ней всё-таки приходится.

И вот вам книга, в которой с компьютерными детьми-покемонами вдруг начинают спокойно, открыто, без всяких языческих страхов, ахов и охов говорить о смерти, называть вещи своими именами, и говорят, между прочим, что смерть необратима, и демонстрируют это со всей неумолимостью.

"Из жалости я должен быть жесток", - могла бы вслед за Гамлетом повторить Роулинг, и в общем, в одном из своих последних интервью она примерно так и говорит (ух, злая женщина!). Как это не грустно для меня лично, но остаётся лишь признать, что чтобы сказать то, что эта злая, но крайне умная женщина хотела сказать своим читателям (и чтобы это послание произвело необходимый эффект), она должна была "убить" именно того персонажа, которого и "убила", а не кого-либо другого - самого близкого и дорогого для Гарри человека, "кого-то вроде родителей", кого он любил как "нечто среднее между отцом и братом".

Мы поняли, что Роулинг достигла требуемого эффекта, когда стали встречать в обсуждениях на посвящённых Гарри Поттеру форумах и в письмах, присланных на нашу Карту Мародёра, недоумённые и даже возмущённые отзывы на поведение Гарри от людей, шокированных сценой с зеркалом-переговорником. В общем виде это выглядит примерно так: "Как он сможет теперь жить с этим? Ведь выходит, что если бы он всего-навсего внимательнее слушал своего крёстного…" и так далее. Выходит, очень даже выходит. Главная мысль-то простая, как правда, и старая, как мир. Но, видимо, про неё-то и приходится постоянно напоминать крайне забывчивому человечеству. Всего-навсего слушать. Пока те, кого можно слушать, ещё с тобой.

Роулинг делает особый акцент на самом жестоком в смерти - на её внезапности, неожиданности и даже нелепости. Умирает человек молодой, в самом расцвете лет и сил, к смерти которого никто не готов, которой никто не ждёт (разве что мой приятель Северус). И здесь вам не опера, в которой, как известно, "прежде чем умереть, долго поют". Здесь нет длинных проникновенных разговоров у "смертного одра", дающих одним возможность произнести тщательно продуманные и заготовленные красивые последние слова, огласить свою волю, лишить всех наследства, обстоятельно попрощаться, простить врагов/насолить врагам и т.д., а другим - сказать наконец самые главные слова, на которые почему-то до этого ни у кого не хватает времени, попросить, быть может, прощения и получить его, или просто выразить вслух свои чувства. Мгновение - и всё. А вспомните, сколько раз тот же Гарри чувствовал порыв сказать Блэку, что он его понимает, что он ему дорог, что он его любит… и не говорил. Догадывался, что ему это нужно (а ведь ему нужно было так мало - всего лишь видеть крестника, говорить с ним, помогать ему), и всё равно не говорил. А может быть, и не догадывался. А потом стало слишком поздно. И неумолимость этого "слишком поздно", горечь его осознания - основная тема последних нескольких глав.

Если хоть один человек начнёт после прочтения этой книги внимательнее относиться к своим близким, её писали не зря. Жестокие методы, да. Но согласитесь, что лучше уж читать про это в книжке…

Ещё один очень важный момент возникает в разговоре Дамбладора с Вольдемортом: последний утверждает, что в мире нет ничего страшнее смерти, в то время как первый называет такую позицию самой большой слабостью Вольдеморта. Главный антагонист Гарри Поттера, посвятивший многие годы поискам путей преодоления смерти и обретения бессмертия, ошибается, говорит нам Роулинг устами директора Хогвартса - есть вещи куда как более страшные и ужасные для человека, чем потеря собственной жизни. И это - потеря себя, разрушение своей Я-концепции, потеря смысла жизни, идеалов и ценностных ориентиров, без которых не может жить ни один человек. Очень простыми, но неожиданно мудрыми словами говорит об этом Хагрид: "он не смог бы жить с самим собой, если бы поступил иначе". Ради сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения, своего Я люди могут сознательно идти даже на физическое самоуничтожение. "Есть вещи, заслуживающие того, чтобы за них умереть", - говорит Блэк. И ещё: "значит надо было умереть, а не предавать друзей. Как мы все поступили бы ради тебя".

Вольдеморт, говоря, что нет ничего страшнее смерти, в сущности, признаётся в том, что он сам боится её больше всего на свете. Страх смерти меняет его до неузнаваемости, из-за него он готов влачить жалкое бесплотное существование на протяжении многих лет. Слабость Вольдеморта заключается в том, что став тем, кем он стал, он полностью утрачивает человечность - способность испытывать человеческие чувства, страдать и любить. Он не понимает этих чувств, и не может понять, потому и проигрывает.

Страшная сила, уничтожающая волшебные ножики-отмычки, которую прячут за вечно закрытой дверью в застенках департамента тайн - сила, "страшнее и прекрасней" смерти, человеческого разума и сил природы - это, разумеется, любовь. Здесь всё очень прозрачно и отнюдь не ново, но от этого оно не становится менее важным. То, что полностью недоступно лишившемуся всего человеческого Вольдеморту, и то, чем в полной мере обладает Гарри. И испытания, выпадающие на долю Гарри, тяжёлые потери - сначала родителей, затем крёстного отца (даже в большей степени - ведь своих родителей он практически не знал, а тут Роулинг сначала даёт ему время привязаться всем сердцем, делая боль от утраты гораздо более ощутимой) лишь усиливают в нём эту способность - любить, делая его более готовым к решающей встрече с Вольдемортом.

"Благородными людьми так легко управлять", - презрительно говорил в своё время товарищ Барти Крауч-мл. На этом же играет и Вольдеморт, когда заманивает Поттера в департамент тайн. Снэйп шипит под свой длинный нос уничтожающие издевательские реплики (которые по непонятной мне причине находят у некоторых столь тёплый приём) про "дураков с открытым сердцем". Благородство всячески высмеивает и мой милый слизеринский прапрадедушка, замечательно, между прочим, формулирующий разницу между слизеринцами и гриффиндорцами. "Гриффиндорцы храбрые. Слизеринцы тоже храбрые, но в отличие от гриффиндорцев, не глупые. Они, если что, будут всегда в первую очередь спасать свою собственную шкуру". Как Питер Петтигрю, предавший друзей ради спасения своей жизни (и как только эта крыса попала в Гриффиндор? До сих пор не понимаю. Давно пора провести техосмотр сортировочной шляпы).

С рациональной точки зрения, кто-то (какой-нибудь "неглупый" слизеринец), может быть, и сочтёт неразумным поступок человека, рискующего своей свободой и жизнью ради того, чтобы увидеть любимого человека, бегущего в очевидную ловушку, когда жизнь его любимых в опасности, жертвующего своей жизнью ради спасения своей семьи, или матери, закрывающей собой ребёнка (мать молодая, здоровая - что ей стоит родить себе нового?). Но это как раз те случаи, когда рациональные доводы неприменимы. Просто если человек поступает в такой ситуации иначе, он перестаёт быть человеком. А человек всегда должен оставаться человеком - даже если для этого ему надо умереть. И сила, могущая противостоять всяким вольдемортам и прочим мировым "злам", заключена в "дураках с открытым сердцем" и благородной душой, очень высоко ценящих жизнь, но при этом не боящихся смерти, способных на самое "неразумное" и самое сложное в мире чувство - альтруистическую любовь. Таких, как Джеймс Поттер, Лили Поттер, Сириус Блэк. Таких, как Гарри Поттер. "Гарри Поттер и Орден Феникса" именно об этом. Когда в сердце у Гарри любовь к Сириусу побеждает страх перед собственной смертью, Вольдеморт оказывается бессилен и в ужасе бежит прочь.

Кстати, сейчас почему-то считается чуть ли не неприличным испытывать симпатию к "скучным" положительным героям и говорить о таких "банальностях", как альтруистическая любовь и благородство. "В наш век всему простому мало места", как сказал поэт. Только от этого эти вещи не становятся менее значимыми и важными. Так что я не прошу прощения за то, что не разделяю модной любви к отрицательным персонажам, а напротив, восхищаюсь характерами и поведением положительных. Тем более, что у Роулинг они на редкость хорошо получаются.

Выше я обещал чуть подробнее остановиться на том, что в "Гарри Поттере" всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Одни и те же поступки и мотивы даются нам в разной оценке. Гарри может считать неоправданным и неразумным тот риск, на который готов идти Блэк, чтобы только увидеть его, поговорить с ним, но когда ему самому хочется того же самого - увидеть крёстного и поговорить с ним, он сам идёт куда как на больший риск и не считает, что поступает неправильно. Он шокирован тем, как его отец "взъерошивает себе волосы" и спешит осудить его за это. А потом Роулинг даёт нам аналогичную сцену, только вместо Джеймса главную роль в ней играет Рон - и заметьте, как сразу меняется оценка этой ситуации Гарри. И таких вот повторов, проигрываний одних и тех же мотивов по несколько раз там много. Так что вот ещё один урок, который даёт нам Роулинг: не стоит спешить с оценкой - взгляд на ситуацию с другой стороны может дать её новое понимание.

В общем, подводя итоги, в очередной раз поражаешься, насколько высоконравственной и моральной (но опять-таки, не морализаторской) является эта книга, как умело автор говорит о том самом "самом главном", о котором так редко в наше время умеют говорить с детьми. Даже странно, что некоторые дамы православно-зюгановской ориентации, считающие себя психологами и любящие порассуждать о "сатанинской" сущности Гарри Поттера, а также их сторонники этого упорно не замечают. Ну да бог с ними, пусть самовыражаются в меру своей испорченности. Лишь бы дети всё правильно понимали.

Что ещё? Многие старые персонажи развились и стали гораздо более интересными - например, Джинни и Невилл, близнецы Уизли, появились и новые чрезвычайно яркие образы - Долорес Умбридж и Луна Лавгуд среди прочих. Я, например, просто без ума от своего прапрадедушки, столь превосходно разбирающегося в психологии подростков, а также большой поклонник бабушки Невилла, чей характер потрясающе написан всего несколькими фразами. Правда, к сожалению, из-за слишком большого числа персонажей, некоторые выглядят несколько невыразительно и присутствуют чисто формально. Вот наш любимый друг Луни меня, честно говоря, несколько разочаровал - так долго ждали его возвращения в пятой книге, а он практически во всех своих сценах присутствует в контексте "да, кстати, этот тоже там был". Но… всё же это "Гарри Поттер и… (нужное вставить)", в конце концов, а не "Вася/Джон/Нимфадора", так что…

Да, наверное, ещё надо было бы упомянуть о политкорректности среди основных тем, затрагиваемых Роулинг. Дескать, все люди и не только люди - братья ("…но не все братья - люди"). Этот мотив там тоже очень силён. Но хоть убейте, хоть в международную комиссию по правам жалуйтесь, но кентавры, с моей точки зрения, такие, какими они описаны в "Ордене Феникса", всё равно дикие типы с сильно развитым комплексом неполноценности, сколько тупого гиганта не корми, он всё равно в лес смотрит, а некоторых представителей рода домашних эльфов (особенно тех, чьё имя начинается на "кри", а заканчивается на "чер") нужно отстреливать без следствия и права переписки. Вот такой вот я неполиткорректный. Надеюсь, Гермиона меня не слышала.

Вот, в общем-то и всё. То есть какое там всё - это ещё только начало. Впереди у нас куча времени на то, чтобы обдумывать и обсуждать пятую книгу (шестая-то когда ещё будет…), размышляя над теми серьёзными проблемами, которые предложила нам эта жестокая, ужасная, мудрая и гениальная женщина, которую мы все так любим.

Ну а покамест все согласные и несогласные с отдельными тезисами и с текстом в целом, желающие нас поругать-похвалить-пожалеть-укорить-побить-прибить-наградить-покормить-погладить по шёрстке-подёргать за хвост-что-то мы уже заговариваемся, а также высказать свои собственные мысли, соображения, чувства, впечатления, как всегда приглашаются к конструктивному диалогу за кружечкой пива в Трёх Мётлах.

Искренне Ваши,

Мягколап при активном участии и неоценимой моральной поддержке Сохатого, являющегося обладателем крайне светлой лохматой головы, несмотря на природную лень в рамках стучания копытами по клавиатуре.

 

Мародёр Сегодня -
журнал для респектабельных хулиганов

Вернуться
на главную страницу
Hosted by uCoz