Кабинет профессора Люпина Запретный лес Экзамены Ссылки Библиотека Пещера Сириуса Блэка Тайная Комната Три Метлы На Главную Совятня

«Kvartira Olega Studio» в DOMе Гарри Поттера

(Рецензия музыкального критика И. Корябина)

Как мне кажется, человек я, в сущности – неплохой, однако, должен признаться, что обладаю рядом недостатков, например, не признаю классический мюзикл, полагаю профанацией жанра классической оперетты то нечто вульгарно-вампучное, что год от года не перестают предлагать отечественные «профильные» театры, и наконец, я попросту являюсь невеждой, который не прочел ни одной (!) из целого ряда книг о Гарри Поттере. Но если хоть как-то еще можно попытаться представить себе, что поклонники этого литературного персонажа смогут простить мне сей тяжкий грех, то того факта, что я даже не удосужился увидеть ни одного из двух фильмов, снятых по эпистолярному первоисточнику, простить мне, думаю, они уж точно не смогут.

Я не случайно начал с подобного «покаяния», ибо все же рассчитываю заслужить к себе хоть самую малую долю сочувствия и снисхождения. Но обо всем по порядку. Дело в том, что каким-то невероятным образом, почти что по «трамвайной лотерее», ко мне в руки попал весьма необычный аудиодиск «Гарри Поттер и Тайная Комната» (музыкальные сцены по мотивам книги Дж. К. Роулинг, музыка Олега Макарова, стихи Майи Медковой, Елены Труфановой и Десиславы Медковой). Этот CD – проект 2003 года Творческой группы DOM, «таинственная» аббревиатура которой расшифровывается именным составом ее участников (Dесислава Медкова, Олег Макаров, Майя Медкова). А причина, по которой буква Д заменена на D, по всей видимости, так и останется одной из тайн Тайной Комнаты. Этот музыкальный проект, не предназначенный для коммерческого использования, а созданный исключительно «из любви к искусству», осуществлен на домашней студии «Kvartira Olega Studio». Сценарий музыкальных сцен сочинен Майей Медковой, а техническую поддержку проекту оказал Николай Колмаков. Кажется, никого из персоналий, причастных к выходу в свет этого альбома, я не забыл.

Первое, на что обычно обращаешь внимание еще до того, как нажать кнопку «play», – это на оформление альбома. По всем признакам дизайн обложки и буклета получился весьма стильным и информативным (дизайн Майи Медковой и Олега Макарова). Здесь все – не как-нибудь! Подчеркнуто строгая черно-белая полиграфия настойчиво привлекает к себе внимание, призывая и торопя к началу прослушивания. На обложке-титуле – раскрытая книга, из которой изливается таинственный свет, нарушая покой темноты, на back-обложке – магический дневник Тома Риддла, пронзенный клыком василиска (Боже мой, неужели это я уже успел выучить?). Любой меломан оценит и краткое содержание с указанием музыкальных номеров, и полный тескт либретто, ибо порой для людей, «подвинутых» на коллекционировании аудиозаписей, следить по тексту за вокальными партиями – все равно, что совершать «священнодейственный» ритуал. Конечно, неподготовленному слушателю вроде меня (в этом я уже покаялся!), текстуальное ознакомление дает лишь умозрительно-абстрактную сюжетную канву, а перед обилием имен и волшебных «терминов» типа Слизерин и Вольдеморт, летающих метел и уже упоминавшегося клыка василиска, заколдованных машин и удерживающих барьеров, я почтительно снимаю шляпу… Все-таки «инструкция по эксплуатации» изделия с артикулом «Тайная комната» – это не руководство по использованию проигрывателя компакт-дисков, поэтому, извините, философская диалектика азбуки доброго волшебства и кабалистики темного злодейства для меня слишком сложна, а тот простой, в общем-то, сказочный мир, в котором живет Гарри Поттер, для непосвященного человека оказывается не таким уж и простым.

Но, как слушатель, я в данном случае выстраиваю свое собственное музыкальное восприятие этого мира. В конечном счете не так уж и важно, чтобы прослушав это произведение, я смог сдать экзамен по «гаррипоттероведению». Важно другое. Внимательно и с большим удовольствием прослушав диск в первый раз, сначала я пытался следить только за формой. Эти музыкальные сцены все же более тяготеют к оперному жанру, чем к мюзиклу, как это может показаться на первый взгляд (оперетта со всей очевидностью исключается сразу). Это, если хотите, неакадемическое оперное ответвление, которому равно чужды как иллюстративность мюзикла, так и лишь внешняя эффектность эстрады. В этой музыке есть своя философия, свой стержень, свой богатый образный язык. Но что в большей степени подкупает лично меня, так это то, что в эти оперные сцены, принадлежащие уже веку двадцать первому, на новом, видоизмененном витке вернулась Ее Величество Мелодия взамен атональностей и диссонансов оперного века двадцатого. Именно это обстоятельство после второго, и третьего, и последующих прослушиваний записи заставило поймать себя на мысли, что я неосознанно и спонтанно начал петь эти мелодии внутри себя (ибо «про себя» мы – все великие певцы). Эти мелодии не давали мне покоя в транспорте, на работе, дома за чашкой утреннего кофе, даже один раз при очередном посещении весьма уважаемого оперного театра, умудрившегося-таки в тот вечер состроить ни в чем не повинному критику свою сумрачную гримасу по всей совокупности увиденного и услышанного на сцене. И в конечном счете даже не важно, что исполнители вокальных партий – непрофессиональные певцы. Ведь у них есть веские козыри, идущие им в зачет: их энтузиазм, их влюбленность в литературный и музыкальный материал, их здоровый артистический кураж и самоирония, наконец, их невероятная эмоциональная самоотдача.

Двенадцать номеров партитуры звучат около пятидесяти минут, но за это небольшое время космическая музыка Олега Макарова обеспечивает слушателю стопроцентную гарантию его погружения в удивительную волшебную Вселенную, населенную эльфами, монстрами и добрыми волшебниками, просто хорошими и просто плохими людьми. В музыкальной партитуре этого сказочного мира, как и полагается опере, есть и увертюра, и «выходные арии» персонажей, и дуэты, и ансамбли, и сцены, и даже небольшое интермеццо «Ночь в Хогвартсе» – своеобразная ось симметрии композиционного построения музыкальных сцен. В первой части мы благополучно, правда, не без приключений, добрались до Хогвартса, во второй, благодаря Гарри Поттеру, вернули этому славному местечку долгожданный мир. Я еще не сказал, что все упомянутые персоналии, причастные к рождению этой работы, собственно, и являются исполнителями вокальных партий. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Олегу Макарову, озвучивающему целых шесть (!) персонажей, постоянно меняя, окраску своего баритона, вплоть до звучания фальцетом домашнего эльфа Добби. Кроме этой партии в его арсенале – Снэйп, Локонс, Волшебная Шляпа, Дамбладор, дядя Вернон. Персонажем меньше – у Десиславы Медковой (Гермиона, Джинни, Малфой, Том Риддл, МакГоннагалл). Две роли исполняет Майя Медкова (Гарри Поттер, Миртл), один персонаж достался Николаю Колмакову (Маркус Флинт). И все это не устает удивлять своей искренностью и подкупающей простотой, наивностью и красотой того волшебного музыкального мира, который всем взрослым тетям и дядям рекомендуется периодически, хотя бы иногда, удостаивать своим посещением. А проводником в этот мир изящно и ненавязчиво стала Творческая группа DOM. Кто знает, может быть, приоткрыв дверь Тайной комнаты, я, наконец-то, посмотрю и экранизации романов о Гарри Поттере, а после этого, может статься, примусь за чтение книг о нем… Кто знает, кто знает… Ведь музыка, на то она и музыка, чтобы творить чудеса во все времена и эпохи, даже в начале нашего неспокойного XXI века.

© 2004 ИГАРРИ ПОТТЕРОВ

Exclusive rights reserved by DOM


Все песни к спектаклям по "Гарри Поттеру"

Вернуться на главную страницу

В Тайную комнату

Hosted by uCoz